Екатерина Титова

Банкротство туроператора: кто виноват и что делать?

16 июля 2014 г., в самый разгар туристического сезона,  стало известно, что в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта ЗАО «ФИРМА НЕВА», известное туристам как туроператор «НЕВА», вынуждено объявить о приостановке своей деятельности.

И понеслось: Нева, Роза ветров Мир, Экспо-тур, Лабиринт, ИнтАэр, Сургуткурорт, Ветер странствий, Южный крест…Кого ещё я забыла? Таков печальный список туроператоров, пополнивших ряды банкротов только за последние месяцы.

Вся отрасль туризма впала в ступор, не зная, чего ожидать дальше, кто будет следующий… Вереница банкротств была настолько обескураживающей именно в пик сезона отпусков, что поставила перед компетентными органами один конкретный вопрос — КТО ВИНОВАТ?  А пока они ищут на него ответ, туристы и турагенты задаются другим вопросом: а что теперь делать?

Ну, для начала несколько версий того, почему это происходит:

—          Экономический кризис;

—          Колебания курсов валют;

—          Политическая нестабильность или природные катаклизмы в регионе, вызвавшие падение спроса на направление;

—          Передел рынка;

—          Неразумная политика туроператора  в отношении кредитов.

В общем, увы, это происходит. И для туристов тут, пожалуй, главный вопрос не «ПОЧЕМУ», а «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

К сожалению, туристы и  турагентства узнают о таких случаях из новостей. Потому что надо очень пристально следить за ситуацией на том или ином направлении, быть в курсе огромного числа мелких изменений, чтоб заметить —  кто-то из туроператоров  скоро будет вне игры. И всё равно до последнего неясно – вырулит ли такой туроператор  или утонет в бурном потоке трудностей.

К сожалению, предсказать банкротство туроператора невозможно. Если бы была хотя бы одна структура на рынке, которая могла бы это сделать, заранее проинформировать и принять меры – конечно, это было бы сделано.

Что тут можно посоветовать? Читать новостные ленты на турпорталах в интернете? Ну, разве кто-то очень дотошный из туристов будет этим заниматься. Мы живём в эпоху перенасыщения наших мозгов различного рода информацией, и заниматься анализом туристического рынка – это не  совсем то, что нам хочется поделать на досуге, не правда ли?

Единственный момент, который может проследить рядовой турист ( как и турагент) следующий: сравнивайте цены у разных  туроператоров, когда выбираете тур. И заметная дешевизна туров у одного туроператора по сравнению со средними ценам на направлении – это, на мой взгляд, повод насторожиться и  поискать дополнительную информацию о таком туроператоре.

Если всё-таки вами  был забронирован и оплачен  тур, а потом вдруг стало известно, что  туроператор объявлен банкротом, то это конечно печально, но ещё не конец света.  Хорошая новость заключается  в том, что туроператор обязательно страхует свою ответственность.  На какую сумму застрахована ответственность того или иного туроператора, вы можете узнать на сайте  ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТУРИЗМУ РФ (РОСТУРИЗМ) www. russiatourism.ru.

Без указанного финансового обеспечения ни один туроператор не имеет права вести свою деятельность. И именно  на случай банкротства туроператора нужно это самое финансовое обеспечение. И чем больше его размер, тем больше шансов у туриста получить компенсацию за несостоявшийся тур.

 Но есть и плохая новость. Когды «накрывается медным тазом» крупный туроператор, из первой десятки-двадцатки ( а именно такими были и «Лабиринт», и «Южный крест», и та же самая «НЕВА»), то никакого финансового обеспечения может не хватить, чтоб удовлетворить все претензии всех  «пролетевших» туристов.  В случае с тем же туроператором «Лабиринт» всё было довольно печально: после того, как в страховую компанию, где было оформлено финансовое обеспечение, обратились туристы со своими претензиями, страховая компания также была вынуждена объявить себя банкротом. И сотни туристов, похоже, остались ни с чем.

На практике, во многих случаях именно турагентства брали на себя решение проблем таких туристов. Мне известны случаи, когда турагентства за свой счёт покупали туристам аналогичный тур у другого туроператор, чтоб избежать судебных и прочих разбирательств. Потому что для туриста, туроператор – он там, где-то далеко, непонятно как на него надавить, как вытрясти свои деньги. А турагентство  — вот оно, рядышком, и можно прийти и прижать его «к ногтю».

Так что долгое время эти  маленькие трагедии между турагентствами и туристами разыгрывались локально и особо никого не волновали. Кроме самих туристов и турагентов.

Я как турагент, стараюсь отслеживать ситуацию на туристическом рынке, и делюсь ею со своими туристами. Если хотите быть в курсе событий, вбейте свою электронку в эту форму:

Введите ваш email:

Но когда в недавнем прошлом буквально за полгода-год рухнули несколько крупных туроператорских компаний («Ланта-тур вояж»,  «ITC – Международный клуб путешествий», «Лужники тревел», «Скайтур», «Аврора Интур»,«Идеальный мир»), наши законодатели, наконец, перестали отмахиваться от этой проблемы и предложили для защиты туристов способ, уже давно используемый в Европе, – компенсационный фонд.

Так все туроператоры по выездному туризму до 5 мая 2013 года были обязаны войти в объединение «Турпомощь», при котором и создается фонд. Ежегодный взнос каждого члена объединения составляет 0,1 % от оборота компании, но не менее 100 000 рублей. По расчетам Ростуризма, общая сумма взносов приближается к 200 миллионам рублей.  Теперь в случае неплатежеспособности одного из туроператоров его туристам приобретут обратные билеты, оплатят отель до момента вылета (но не до конца срока путевки), предоставят другие необходимые услуги за счет средств компенсационного фонда.

 

Казалось бы, на этой мажорной ноте можно закончить рассуждения на эту тему. «Турпомощь» действительно неплохо сработала, организовав вывозные рейсы для туристов обанкротившихся туроператоров.

А вот тем туристам, кто купил туры, но уже никуда не улетел, т.е. фактически остался и без долгожданного отпуска, и с призрачной надеждой вернуть потраченные деньги через страховщика, вся эта информация вряд ли добавит позитива…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

1 комментарий

    KubanFinans:

    Самый очевидный признак скорого банкротства — закрытый офис и прекращение отправки туристов по оплаченным турам, как это было в ситуации с «Капитал туром». Что же касается признаков, предшествующих таким событиям, то они должны анализироваться комплексно. Конечно, очень важна достоверная инсайдерская информация, служебные данные о финансовом состоянии компании. Деловые контакты внутри компании или у ее прямых поставщиков и партнеров могут иметь решающее значение.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *