Екатерина Титова

Гора Ай-Петри, Крым: достучаться до небес

Привет вам, дорогие мои читатели!

Помнится, когда я писала статью про достопримечательности Ялты, то пообещала вам рассказать подробнее про гору Ай-Петри в Крыму. Наверное, сейчас самое время. Сезон отпусков приближается. Желающих посетить Крым наверняка будет немало. Так что, спешу поделиться своим опытом. Чтобы вы могли учесть все нюансы и проложить свой маршрут на гору ;-)

Ай-Петри: легенда и реальность

Свое название гора Ай-Петри получила благодаря древним грекам: на вершине горы сохранились руины древнего греческого монастыря. Название горы переводится как «Святой Петр». Имена так назывался монастырь в древние времена. Что ж, любили греки строить монастыри в подобных местах — вспомните греческие Метеоры!

Ai-Petri

На сегодняшний день Ай-Петри, пожалуй, одна из самых популярных среди туристов гор в Крыму.

Про наше восхождение на ещё одну интересную гору в Крыму — горный массив Демерджи — я рассказала здесь: Гора Демерджи и Долина привидений.

Гора, высота которой составляет 1234 метров, является местом притяжения туристов, т.к. с нее открывается непередаваемый вид на Большую Ялту. С вершины Ай-Петри хорошо виден все курорты Южного берега Крыма, а море отсюда просматривается на расстояние 135 км.

poberezhie

Гора отличается необычной формой, украшенной острыми зубцами, делающими ее заметной среди других крымских вершин. Учёные установили, что вершина Ай-Петри — это бывший коралловый риф.

При этом Ай-Петри — не одиночная вершина, а огромный массив, протянувшийся от Ялты до Фороса и называемый Ай-Петринской яйлой или плато.  Как и другие крымские яйлы, она практически безлесна. Однако причины ее безлесья не совсем ясны. Одни ученые считают, что яйлы ранее были покрыты лесом, но уже в историческое время древесный покров был уничтожен пожарами и человеком. Другие считают, что причина в неблагоприятных климатических и почвенных условий. Особенно губительны для деревьев и кустарников сильные зимние ветры (даже у нас была возможность убедиться в правдоподобности этой версии)

Как бы то ни было, плато Ай-Петри место уникальное и красивое. И подняться на него определённо стоит. Осталось лишь решить —  как вы это будете делать.

Как добраться

Попасть на вершину можно несколькими способами:

  • на канатной дороге
  • на автотранспорте: личном или воспользоваться услугами многочисленных частников (их цены сопоставимы с ценой на канатку)
  • пешком: туристические маршруты, которых ведет на вершину очень много, найти можно почти из любой точки у подножия горы.

Самый быстрый и известный способ — воспользоваться услугами канатной дороги. Собственно,  мы так и сделали. Нижняя станция находится в курортном поселке Мисхор, высота над уровнем моря 87 метров. Стоимость канатки: 350 рублей – взрослый билет; 250 рублей – детский (от сезона к сезону цены имеют тенденцию увеличиваться рублей на 50)

Pered_kassoi

Добрать до канатной дороги можно на автобусе из Ялты (автобусы №27 и 32). Автолюбителям доехать до нижней станции немного сложнее. Станция находится практически в центре Мисхора, но указатели на перекрёстках имеются далеко не везде, и мы постоянно останавливались, чтоб спросить у прохожих — правильно ли мы едем… Наконец, припарковав машину на небольшой стоянке, направились к кассе канатной дороги.

По пути к кассам нас несколько раз пытались подловить дядечки, которые предлагали нам поехать на вершину на их автомобиле: дескать, так интереснее будет. Но мы твёрдо решили подняться хотя бы раз на канатке, а на автомобиле мы потом и сами сможем, если захотим.

Vagonchik

Для начала несколько слов о самой канатной дороге. Канатная дорога работает с 10 до 16 часов на подъем и с 10 до 17 часов на спуск без перерывов и выходных. Вместимость кабинок – 30 человек. Протяженность дороги составляет 2980 метров. Состоит она из двух отрезков: примерно в середине вам придётся выйти из кабинки и  ждать прибытия верхней кабинки, чтоб пересесть в неё и ехать дальше, до вершины. Этот  отрезок дороги между средней и верхней станцией состовляет 1670 метров и является самым длинным безопорным пролетом в Европе, угол подъема – 46 градусов.

Кстати, в этом году у айпетринской канатки будет юбилей — ей исполняется 30 лет. Её строительство началось в далёком  1967 году, а открытие состоялось лишь 31 декабря 1987 г.

Если честно,  вагончики канатки выглядят так, будто им все 70… Они похожи на старые довоенные трамваи.

Vnutri_vagonchika

И пока мы едем в нём наверх, я с опаской прислушиваюсь ко всяким разным скрипам… Но вскоре красивые виды за окнами увлекают меня гораздо больше, чем интерьер вагона:

Pod'em

На пересадке из вагона, прибывшего сверху, выходят люди и они .. э…выглядят как наполеоновские солдаты под Москвой: замотаны кто во что горазд, будто не сентябрь сейчас, и  мы не в в Крыму. Я, конечно, читала, что надо одеться потеплее, потому что на горе будет прохладно, но не предполагала, НАСКОЛЬКО ПРОХЛАДНО там будет…

Как одеться

Несколько слов об особенностях погоды на Ай-Петри. В контрастности климата между горой и побережьем можно легко убедиться, поднявшись из Ялты — из жаркого субсредиземноморского климата — в умеренно холодный, избыточно влажный климат Ай-Петри. По температурному режиму айпетринское плато можно сравнить со средней полосой России. Если в Ялте Среднегодовая температура воздуха  +13 градусов,  то на Ай-Петри всего +5,9. Осадков на Ай-Петри выпадает 1052 мм, в Ялте — 635 мм. Скорость ветра на плато может достигать 50 м в секунду!

Поэтому даже летом стоит взять с собой при посещения Ай-Петри ТЁПЛУЮ ОДЕЖДУ. Нет, вы не поняли — реально тёплую одежду. А не трикотажный джемпер, как это сделала я…

А уж зима здесь и вовсе настоящая, с метелями и сугробами. Морозы в феврале бывают до -27 С. Северный ветер обдувает плато 220-230 дней в году. Что касается снежных метелей, в течение зимы, бывает до 35 дней с метелями.

Вот такая шутка природы  это место…

Что увидим наверху

На выходе с канатной дороги мы сразу же ощущаем на себе эту смену климатических условий: ветер дует такой, что аж глаза слезятся. И холодно, продувает до дрожи…Наматываю на себя чудом оказавшийся в сумке палантин, и мы отправляемся исследовать плато.

И почти сразу же упираемся в многочисленные кафе, зазывающих блюдами национальной (крымско-татарской) кухни. Тут и там вьётся дымок жаровен.. Нас настойчиво зазывают попить горячего чайку. Но мы вежливо отказываемся — пока не хочется, спасибо…

Нет пока у нас желания воспользоваться и другими развлечениями. Список развлечений стандартный – конные прогулки, квадроциклы, спуск по натянутому тросу с вершины на плато.

Здесь же, на плато, находится  туристский приют, принимающий путешественников не только летом, но и зимой, когда здесь рай для любителей горнолыжного спорта. Да, я не оговорилась: на Ай-Петри оборудовано несколько горнолыжных трасс. Где они тут катаются зимой, интересно?

plato_Ai-Petri

Дальше наш путь проходит  через настоящий восточный базар со своим колоритом. Помимо чая и сладостей, тут вам и вина на розлив, и сувениры. Торгуют теплыми чунями из овечьих шкур, жилетками из них же, и прочими изделиями народного промысла. Тропа, которая ведет на вершину — к зубцам, начинается в заповедной зоне, вход в неё платный (100 рублей).

Tropy

Далее пару-тройку сотен метров предстоит пройти через лесок, по каменистой тропе. По времени это занимает минут 10-15 , но нужно смотреть под ноги — поверхность камней достаточно скользкая в любую погоду! И, хоть набор высоты незначительный, некоторые наверняка успевают устать. Для них, видимо, и висит этот ободряющий плакат:

V_Lesochke

Выходим из лесочка, до вершины — всего какая-то сотня метров. Но идти быстро не получается — из-за сильного ветра (в лесочке, кстати, его почти не было).

Наконец, перед нами то самое место, с которого делаются самые красивые фотографии с Ай-Петри:

Podvesnoy_most2

Это знаменитые зубцы. Среди них четыре особенно крупных (высотой до 12-15 м) и много более мелких. Зубцы Ай-Петри образовались при выветривании рифового массива, рассеченного разломами. На одном из зубцов установлен шпиль для поднятия флага, на другом после киносъемок оставлен деревянный крест.

Восхождение на Зубцы доступно только скалолазам. Но для любителей экстрима на зубцах за небольшую плату организован незабываемый аттракцион. Суть аттракциона – по подвесному шаткому мосту пройти над пропастью по зубцам. Адреналин, наверное, хлещет через край.

Podvesnoy_most

И я так хотела сделать это, так хотела!… Но так замёрзла из-за жуткого холодного ветра, что порой не чувствовала пальцы рук. Как по такому ветрогану идти по шаткому подвесному мосту с онемевшими от холода конечностями? И решила я — не в этот раз, друзья…

Так что, если у вас есть желание пойти на этот аттракцион — советую утеплиться и обязательно быть в спортивной обуви.

То, что мы не увидели на Ай-Петри…

Проведя несколько минут на этом месте, делаем несколько фотографий и видео для блога.

panorama

На этом мы посчитали свою задачу выполненной.  И на негнущихся от холода ногах начинаем спускаться обратно к станции канатной дороги.

А между тем, на айпетринском плато есть несколько интересных объектов, до которых мы просто не дошли.

Например, к северо-востоку от зубцов, выше станции канатной дороги, находится небольшая тисовая роща, в которой произрастает 1000-летний тис ягодный. Диаметр ствола 103 м, высота 10 м.

А ещё на Ай-Петри можно посетить ряд пещер, куда организуются экскурсии для туристов. Из трех пещер  — Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка — наиболее примечательной является последняя. Свое название она получила благодаря трем отверстиям, через которые туристы и попадают внутрь неё. В пещере можно полюбоваться ледяными сталактитами и сталагмитами, катком и огромной глыбой снега. В пещере всегда сохраняется довольно низкая температура, поэтому она имеет еще несколько названий – Холодильник или Ледяная. Лезть в ледяную пещеру у нас уже точно не было желания.

Также у автодороги Бахчисарай-Ялта находится метеорологическая станция, одна из старейших в Крымуоснованная в 1895 году. Кроме метеонаблюдений здесь велись работы по гидрологии, ботанике, почвоведению, астрономии, зоологии. С 1905 по 1932 гг. начальник метеостанции К. Ф. Левандовский возглавлял исследовательские работы по ветрам и атмосферному электричеству. Было замечено, что на Ай-Петри из-за резкого перепада температуры воздуха в степи и на побережье имеют место постоянные сильные ветра, причём, 125 дней в году скорость их достигает 40 м/с (144 км/час!) 

К концу 1930-х замеры проводились с помощью прибора, установленного на самой бровке плато. Данные измерений были необходимы для проектирования ветросиловой станции, мощностью 10000 кВт. Но в 1940 г. прибор был сорван ураганом. В начале 1990-х датские подрядчики, установили 30-метровый стояк с ветроагрегатом на макушке. Всё повторилось: крымский ветер оказался значительно крепче датских технологий — крылья раскрутились так, что их просто сорвало!

Ушли, чтобы вернуться

Спускаясь обратно в кабинке подъёмника, мы решили, что стоит вернуться на Ай-Петри уже по двум причинам. Во-первых, чтобы пройти по тем подвесным мосткам. Во-вторых, чтобы совершить пешую прогулку с осмотром всех неохваченных достопримечательностей ( рощи, метеостанции, пещер).

Обо всём этом я обязательно напишу. Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи:

Введите ваш email:

Да и природа здесь очень своеобразная. Хоть фильмы снимай…А что, хорошая идея!

Ai-Petri2

А я на этом буду заканчивать свой обзор айпетринских красот. На все вопросы готова ответить в комментариях!

До встречи на блоге, друзья!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментариев 11

    Татьяна Подкорытова:

    Бывали на Ай-Петри не один раз. В октябре 2011, действительно, было очень ветрено и холодно. Нас просто сбивало с ног, боялись подойти к краю плато. От холода готовы были закутаться хоть в носовой платок, хотя внизу было комфортных 25 градусов. Но красота, которую мы увидели и полученные незабываемые впечатления затмили всё! А в феврале 2021 года нам с погодой почти повезло. Ветра нет. Тепло. Видимость средняя. Но как мы туда добрались! Накануне в горах выпал снег. По опыту прошлого «восхождения» решили воспользоваться услугами частных «экскурсоводов». Зная, что из-за снежных заносов доехать даже до горнолыжки невозможно, водитель (он назвался Александром, номер автомобиля Е186 СО ) набрал полную машину горе-туристов и, не имея с собой даже элементарной лопаты и цепей, поехал на гору. По пути он действительно рассказал много интересного, останавливался на видовых площадках, машину вел профессионально. Но вот проехав 2/3 пути, мы встретили непроезжие снежные заносы. На дороге работали снегоуборочные машины. Водитель собрал с нас по 600 рублей ( спасибо, что хоть 6-летние дети ехали бесплатно), пообещал догнать нас на площадке у кафе и отправил туда пешком. Это напрямую может и недалеко, а по дороге, по мокрому снегу, по сугробам, в кроссовках, двое пожилых людей за 60, двое маленьких детей и еще 5 молодых людей еле ползли. Спасибо проезжавшему мимо водителю (жаль, в расстройстве не запомнили его имени), который бесплатно довез нас до кафе. А там… Это называется «приехали». Никто и не собирался нас «догонять». До подъемника еще 3 км по глубокому, снегу. Время работы фуникулёра явно поджимает. Назойливые работники горнолыжки не дают прохода со своими предложениями покататься на «плюшках». Огромное спасибо водителю, подвёзшему нас до кафе. За символическую плату доставил нас к фуникулеру. Любоваться красотами было уже некогда. Настроение на нуле. Предпоследним рейсом спустились к подножию. Вот таким увлекательным было наше путешествие! Поэтому, хорошо подумайте, прежде чем решиться на опасный подъем с неизвестными «экскурсоводами». Уж говорено нам, говорено…

    Ответить
    Михаил:

    Был там в конце июня 2018 года. Специально взял толстовку,начитавшись о холоде на вершине,но так и не одел,жара как и у подножия горы. Виды красивые. Хочу побывать снова.

    Ответить
      Екатерина:

      Крым действительно не оставляет равнодушным. И мы тоже возвращаемся в него вновь и вновь, почти каждый год.

      Станислав:

      Мы на месяц остановились на зимовку в Ялте. И тоже решили поехать на гору Ай Петри. Мы были на автомобиле и практически час поднимались на вершину. Но погода изменилась и солнечная погода превратилась в облачную. Сильный порывисты ветер и холод проникал везде. Мы побыли там 5 минут и решили спускаться обратно. Через неделю, все таки было солнечно и мы повторили поездку. Нам очень понравилось и даже сделали видео.

    Екатерина:

    Добрый день,а меня муж «уговорил» проехаться на подъёмнике.Наверх поднимались на микроавтобусе с мини экскурсией.А перед спуском пришлось зайти на дигустацию татарской чачи)) Правда пока ждали кабинку, весь запал куда-то делся,было оооочень волнительно,особенно когда люди стали ходить туда сюда,хотя предупреждали не раскачивать кабину!!!Но с каждым метром приближения к земле наступало облегчение. В этом году опять посетим это замечательное место,хочу попробовать собраться с духом и пройти по подвесному мосту. Ну оооочень хочется.)) Хотя даже при взгляде на фото дух захватывает!!!

    Ответить
      Екатерина:

      Екатерина, мне трудно понять ваши ощущения — сама никогда не страдала боязнью высоты. Для меня канатные дороги в последние годы стали транспортом, на котором я езжу на работу. Но вы молодец, что доверились мужу!

    Анастасия:

    Приветствую! А вот я ну никак не могу решиться даже на фуникулере подняться на Ай-Петри, не то, что по мостику пройти. И никакие захватывающие виды и чудесные пейзажи меня не отвлекают(((. Если когда-нибудь поборю свою фобию, всем об этом расскажу с восторгом))).
    Спасибо за обзор и фото!

    Ответить
    Жека:

    А мы пешком шли на горк эту. Это круче любого подъёмника! Чё там за 15 минут почувствует человек? А тут полдня наверх, полдня вниз… Такой поход потом всю жизнь помнить будешь!

    Ответить
    Лена Леер:

    Катя, с мая исчезла ссылка, по которой можно было проследить последние комментарии, или я туплю?

    Ответить
      Екатерина:

      Лена, да, убрали этот плагин… пытаемся облегчить сайт, уменьшить время загрузки.

    Лена Леер:

    Виды просто обалденные, рассказ познавательный, но другого и не ждали!
    Спасибо, Катя. Сразу полезла в интернет — какие ягоды растут на тисе. Стрелки-указатели, нарисованные на тропе,навеяли мысли о том, как люди там работают, какой у них вообще образ жизни, весь привязанный к заповеднику. А мои ассоциации с этим местом — фильм с Роланом Быковым «Из жизни отдыхающих», где он играет массовика-затейника, и песню в его исполнении: «А надо мной гора Ай-Петри в сиянье дымки голубой…»

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *