Екатерина Титова

Мангуп-Кале: ещё один пещерный город в Крыму

Те читатели, кто недавно или впервые изучают наш блог, наверняка зацепятся за слова «ещё один». Да, для меня это ещё один пещерный город. Потому что первым был Чуфут-Кале. Про него я рассказывала вот здесь: Пещерный город Чуфут-Кале и история о крымской Жанне Д’Арк.

А про посещение Мангуп-Кале я сначала даже писать не хотела — как-то не слишком удачно у нас прошло его посещение.

Но потом подумала: а почему и нет? Такой не слишком удачный опыт — тоже опыт. И кому-то наверняка пригодится та информация, которую я могу рассказать.

В этой статье вы найдёте нашу историю поездки в Мангуп-Кале и пару десятков фотографий с места. И сделаете выводы для себя: каким образом туда добираться и надо ли это делать.

Пещерный город Мангуп-Кале в Крыму: фотоотчёт о посещении

Для начала расскажу, как нас занесло вообще на Мангуп-Кале. Чтобы было понятно, в чём заключался первоисточник нашего приключения.

Мы славно отдохнули в городе-курорте Евпатория. И теперь нам предстояло перебраться на своей машине на Южное побережье Крыма. Дорога вдоль побережья, через Севастополь была нами освоена, много раз объезжена и особого энтузиазма не вызывала. А потому мы решились на небольшое приключение: поехать на Ялту через горы, мимо Бахчисарая через сёла Танковое, Куйбышево и т.п. Нам хотелось посмотреть Большой каньон Крыма да и просто новую дорогу освоить.

До Бахчисарая ехали через второстепенные дороги, по навигатору. Любовались пейзажами за окном — Крым в мае прекрасен!

Остановились на смотровой площадке под Танковым, купили по мороженому, и не спеша ели его, оглядывая окрестности со смотровой:

Силуэты гор на горизонте были прекрасны.

Но что-то меня дёрнуло полезть в навигатор, посмотреть — как они называются… А в следующую минуту я уже тянула мужа за рукав:

 — Дим, а Дим! А тут недалеко, оказывается, находится пещерный город Мангуп-Кале! Помнишь, мы с тобой в Чуфут-кале были? Круто же, да, тебе же понравилось? Может, глянем и этот Мангуп-Кале?

 Муж, зная мой характер (раз решила что-то для себя — не отговоришь), только спросил:

 — Большой ли крюк от нашего начального маршрута получится, дорогая?

 — Нет, всего 9 км! — воскликнула я. И уже тише добавила: в одну сторону.

 — О’кей, давай заедем!

Дети тоже уже ничему не удивлялись: раз мама говорит, что будет интересно, значит… Значит, с мамой не надо спорить.

Как добраться на машине

Строить по навигатору маршрут на Мангуп-Кале, если вы едете на своей машине, не надо! В этом и была наша ошибка. Он-то построил нам этот маршрут:

Только вот «забыл» написать в примечании: «Ребята, проехать последние несколько километров можно только на внедорожнике типа УАЗа!»

А по-хорошему надо было ехать до местечка Ходжа-Сала (см. фото выше), оставлять машину на здешней парковке и дальше идти либо пешком, либо арендовать место в джипах — тех самых УАЗиках.

Почти все желающие посетить пещерный город хоть ненадолго, но попадают в Ходжа-Сала (кроме таких «умников», как мы). Потому здесь обустроены мини-гостиницы для туристов, многочисленные кафе и чайханы.

Есть рукотворное озеро Мангуп.

На его берегу оборудована турстоянка, разрешено купание и установка палаток. Разрешена и рыбалка, но она платная (впрочем, цены не кусаются).

Также здесь пасутся лошади — местные жители организуют прогулки на плато верхом.

В общем, все варианты забраться на Мангуп-Кале хороши. Кроме того, который выбрали мы. И в результате — не получили никакого удовольствия.

Потому что, доверясь навигатору, мы бодро пролетели мимо местечка Ходжа-Сала, вплоть до поворота с асфальтовой дороги. Здесь наш ждал шлагбаум. Мужчина при нём, посмотрев на нас как-то подозрительно, тем не менее заверил: да, до Мангуп-Кале доедете,  вы ж на джипе. Взял по 100 руб. с носа (типа экологический сбор) и пропустил за шлагбаум.

Началась пыльная, но хорошо укатанная грунтовка:

Пока езда по ней не доставляла никаких проблем. Виды по сторонам были тоже весьма симпатичные:

Эта идиллия закончилась в ближайшем леске. Здесь начинала прорисовываться довольно глубокая колея. Через метров 700-800 колея превратилась в две траншеи. А с двух сторон от этой так называемой дороги теснились деревья. Было страшно — одно неверное движение рулём, и наша ласточка окажется на боку в одной из этих траншей. А когда нам навстречу показался УАЗик, мы поняли — разъехаться с ним негде, кому-то придётся сдавать назад…

Водитель УАЗика нас пожалел и попятился задом до первого поворота. Здесь нам удалось разминуться. Но водитель нас предупредил: дальше только хуже будет. Заехать можно, если совсем не жалко машину — там и уклон приличный, и ямы такие, что запросто повиснете на двух колесах. Короче, мы не рискнули (и как потом увидели — правильно сделали). В 15 метрах от поворота обнаружился небольшой «карман», там мы и оставили машину.

Дальше пошли пешком. По навигатору, нас ждали 2 км пешей прогулки. В гору. По пыльной дороге.

Шли довольно долго. Мимо нас каждые 5-7 минут проносились УАЗики с туристами. Подсесть в них не было возможности: все машины были укомплектованы полностью, свободных мест не было.

Так что, когда минут через 40-50 мы всё-таки достигли плато, где находится пещерный город, то особой радости не почувствовали.

Во-первых, мы устали (набор высоты в 300 метров по жаре и пыли вымотал изрядно) и потратили свои запасы воды почти полностью.

А во-вторых, был ещё один нюанс: мы не слишком вникали, что нам предстоит увидеть. Просто прочитали, что Мангуп-кале — самый большой пещерный город в Крыму, и готовились к зрелищу, не уступающему тому, что мы увидели в Чуфут-Кале.

Ага, он самый большой. Но только по площади, а не по количеству пещер и сохранившихся объектов. Впрочем, кое-что мы всё-таки увидели.

Например, вот такие потрясающие виды на Адым-Чокракскую долину:

Ну, и следы былых цивилизаций на Мангуп-Кале тоже кое-какие имеются. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Мангуп-кале: история и современный вид

Итак, короткая историко-географическая справка о Мангуп-Кале:

 

Средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Историческое название — Дорос. Столица княжества Феодоро (Крымская Готия), затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем моря на 583 м и образующей плато площадью около 90 га

Первыми здесь освоились тавры, ещё в 1 тысячелетии до нашей эры. В 3- 5 веках мангупское плато заселили скифо-сарматы. За ними были готы, аланцы, византийцы. Город Дорос даже был столицей поздневизантийского православного княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым. Сам город называли также Феодоро. Именно с этой эпохи сохранились множественные искусственные пещеры, оборонительные стены, фундаменты базилик и руины цитадели.

В 1475 г., после полугодовой осады город был захвачен османскими войсками. Османы его укрепили и перестроили. С тех  же времен к названию Мангуп добавилась приставка кале крепость. Мангуп-Кале – крепость Мангуп. Последними из постоянных жителей были караимы, и покинули они Мангуп-Кале в 1794 году.

Так что, древние камни Мангуп-кале могли бы многое рассказать, если б умели говорить:

Но они не умеют. И лишь по надписям на информационных стендах мы узнаём, что подразумевалось под той или иной грудой камней.

Например, вон те кладки камней — бывшая церковь Св.Константина, XV-XVII вв. От неё остались две неполных стены:

А вот — малая базилика IX-X веков. Точнее, оставшийся от нее фундамент. Рядом с ней — прямоугольники бывших захоронений:

А вот эти правильные квадратные дыры называются тарапаны. Это выдолбленные в известняке винодавильни:

И кстати, собственно пещер в Мангуп-Кале совсем немного. Мы увидели одну большую пещеру и несколько поменьше:

Да и пещерным городом Мангуп-Кале можно назвать условно. Таким он был только на заре своего развития. Скорее всего, первые люди, приходившие в такие места, оценивали их удобство и хорошую обзорность, а известняк давал возможность относительно быстро сделать временные убежища. Эти убежища потом использовались как хозяйственные помещения, ритуальные комплексы. А жилые постройки, общественные, оборонительные сооружения возникали уже над ними на уровне поверхности. Но именно пещерные комплексы наилучшим образом сохранились до наших дней, в отличие от надземных построек.

Впрочем, довольно неплохо сохранилась вон та постройка XIV-XV века:

Это цитадель времён княжества Феодоро. Толщина оборонительных стен цитадели достигала 2,8 м. Слева от цитадели располагались главные ворота.

Делаем пару фото здесь, и на этом наш осмотр Мангуп-Кале подходит к концу. Пора отправляться в обратный путь. Нам ещё предстоит выбираться отсюда по плохой дороге, и ехать по лихому серпантину в сторону Ялты:

 

Даже на карте он выглядит мозговыносительно. А уж ехать по нему в потёмках совсем не хочется.

Про посещение Большого каньона на этот раз тоже приходится забыть. Добраться бы до Ялты засветло… Мангуп-кале «съёл» все наши физические и временные ресурсы. Прогулка по Мангупу, а также путь до него с трассы и обратно до поворота на трассу  заняли у нас почти 4 часа.

Выходим на дорогу со стороны парковки для УАЗиков и начинаем спускаться.

Минут через пять один из обгонявших нас УАЗиков тормозит — его водитель предлагает нам запрыгнуть в машину, у него есть свободные места. Короче, под конец приключения нам повезло.

Выводы

В общем, если вы никогда не были в пещерных городах, то побывать на Мангуп -кале стоит. Но если вам предстоит выбирать между Чуфут-кале и Мангуп-Кале, езжайте в первый.

Для посещения Мангуп-Кале нужно запастись хорошей спортивной обувью, удобной одеждой, водой и какой-нибудь едой. Торговых точек на Мангуп-Кале нет.

Ну, и рассчитывайте свои силы и время, отправляясь в это место. Или просто купите готовую экскурсию, чтобы не ломать голову, как добраться и т.п.:

Если наш рассказ оказался полезен вам в подготовке ваших поездок по Крыму — буду рада прочитать об этом в комментариях.

До встречи на блоге!

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

1 комментарий

    Вероника:

    Есть ещё пещерный город Эски-Кермен в Крыму, тоже атмосферное место.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

46.06MB | MySQL:125 | 1,221sec