Екатерина Титова

Кутаиси: город, удобный во всех отношениях

Привет, друзья!

Постепенно подходит к концу моя грузинская сага. Я уже познакомила вас со старым Тбилиси и прекрасной Алазанской долиной, рассказала про древнюю Мцхету, пещерный город Уплисцихе, зелёный Боржоми и яркий Батуми..

И теперь у меня осталась для вас лишь история про город Кутаиси. Вот про него и пойдёт речь в этой статье.

Кутаиси обычно не входит в топ мест Грузии, рекомендуемых к посещению туристам. Обычно туристы рассматривают этот город как перевалочный пункт: при поездке из Тбилиси в Батуми, для путешествия в Сванетию, для осмотра ближайших достопримечательностей. Для этих целей Кутаиси подходит идеально, и ниже об этом ещё пойдет речь.

Но и сам город заслуживает некоторого внимания. Хотя бы потому, что также был когда-то столицей Грузии. И в нём тоже есть что посмотреть.

Почему стоит посетить Кутаиси и как это лучше сделать

Нас судьба привела в Кутаиси, когда мы покинули Батуми и возвращались на нашей машине в центральную часть Грузии. Второй раз испытывать на прочность себя и свою машину, трясясь по Трансаджарской трассе, мы точно не хотели. Да и ехать новой дорогой всегда интереснее, согласны?

При этом мы были не прочь осмотреть другие курорты грузинского побережья, который ждали нас по дороге из Батуми в Кутаиси.

Выехали мы из Батуми после обеда, миновали район Махинджаури (на мой взгляд, отдыхать здесь можно советовать ну только самым бюджетным туристам).

В 24 км от Батуми находится ещё один бюджетный курорт —  Кобулети.  С пляжа Кобулети открывается неплохой вид на высотки Батуми, но сам Кобулети нас не сильно впечатлил. Почему — читайте в этой статье: Стоит ли ехать в Кобулети: наш обзор с фото

вид на Батуми издалека

После этого заезжать в Уреки у нас и вовсе не было желания. По отзывам туристов, там и в сезон не слишком оживлённо, чего уж тогда говорить про несезон?

После Уреки наш маршрут уходит от побережья — мы свернули в сторону населённых пунктов Ланчхути, Самтредиа. И ничего интересного вплоть до самого Кутаиси мы больше не увидели. Так что, если выбирать между живописной Трансаджарской трассой и этим маршрутом, то  здесь ничего интересного вообще не ждите.

Как добраться до Кутаиси, если вы не на машине

В Кутаиси из России можно прилететь на самолёте. Прямой рейс есть только из Москвы . Но зато авиабилеты в Кутаиси частенько стоят дешевле, чем в Тбилиси.

Железнодорожного сообщения между Россией и Кутаиси не было и нет. Раньше был поезд Москва— Батуми. Впрочем, но мимо Кутаиси он все равно не проходил. Сейчас на поезде до Кутаиси можно доехать лишь из Тбилиси. Между Тбилиси и Кутаиси есть, конечно же, и автобусное сообщение.

И всё-таки самый удобный вариант — взять напрокат машину и отправиться изучать как сам Кутаиси, так и окрестные достопримечательности.

Что посмотреть в Кутаиси и окрестностях

Ulatsa_Kutaissi

Кутаиси — второй по значимости город в Грузии после Тбилиси. Кутаиси является административным центром региона Имеретия. Знакомое название, правда? Наконец-то мы узнали, в честь чего названа Имеретинская бухта в Сочи!

История региона Имеретия богата на различные события, поэтом историческими памятниками в этом регионе всё в порядке — более 300 исторических памятников (древние крепости, городища, храмы, монастыри). А любителей природы заинтересуют пещеры, национальные парки, живописные каньоны, горы, озера и водопады.

В сам город Кутаиси стоит приехать, чтобы вспомнить легенду об аргонавтах, увидеть самый дорогой фонтан Грузии, пересечь деревянный мост 19 века и поехать на канатной дороге пить кофе.

Экскурс в историю: Аргонавты в Кутаиси — первые туристы?

Если верить дошедшим до наших дней историческим данным, городу Кутаиси более 3000 лет. Самым знаменитым документом, подтверждающим возраст города и его былые заслуги, является древнегреческий эпос «Миф об Аргонавтах».

Точно известно, что в 6 веке до н.э. племена западной Грузии сформировали государство — Королевство Колхида. Легенда об Аргонавтах гласит, что они  под предводительством Ясона отправились в богатое царство Колхида, чтоб добыть «Золотое Руно». После долгого плавания, полного приключений, лишений и опасностей, корабль с аргонавтами достиг берегов Колхиды, вошел в устье реки Фазис (Риони) и доплыл до крепости царя Эета — Кутаис (Кутаиси).

Эет сделал вид, что согласен отдать золотое руно, но взамен потребовал от Ясона выполнить сложнейшее поручение. Все трудности Ясону помогла преодолеть влюбившаяся в него дочь Эета — прекрасная Медея. В общем, Ясон добыл таки золотое руно и вместе с Медеей вернулся на родину.

Есть ли в легенде хоть капля правды или же это чистый вымысел — решать вам. На деле, Колхидское царство реально существовало и оно активно взаимодействовало с греческими колониями, расселившимися на черноморском побережье. Тесный контакт с жителями греческих колоний способствовал развитию металлургии, виноделия и земледелия. Кстати, название Грузия происходит от греческого «γεωργία» (georgia), что значит «земледелец». Однако в Колхидском царстве существовали и города с мощеными улицами и многоэтажными домами.

Достопримечательности в Кутаиси

Одним из них и был современный Кутаиси. Подъезжая к городу с востока, со стороны трассы, мы долгое время ехали по самым обычным жилым окраинам.

По грузинским меркам, город большой (население — около 200 тысяч). Но с первых же минут заметно, что денег в инфраструктуру города вкладывается намного меньше, чем в те же Батуми или Тбилиси.

И даже перенесение сюда заседаний парламента Грузии с 2012 года, чтобы поддержать город (чтобы депутаты, их помощники и т.п., приезжая в город на весенние и осенние сессии, тратили деньги, давая возможность местным лишний раз заработать) не сильно изменило общий вид города.

rioni

Река Риони делит Кутаиси на две основные части: левый берег и правый. Исторически город располагался на западном (левом) берегу, там где высится собор Баграта. А сейчас основная часть находится на правом — восточном.

Центральным местом этой части является площадь имени Давида Агмашенебели, которую с 2011 года украшает тот самый недешёвый фонтан.

Колхидский фонтан

Фонтан_кутаиси

Этот фонтан сооружен совсем недавно — в 2011 году, при активной поддержке тогдашнего президента Грузии М. Саакашвили (чувствуете, да, как что-то необычное по архитектуре — так сразу это имя выплывает!)

В этом фонтане и содержится намёк на те самые события из «Аргонавтов». Интересен фонтан двумя вещами: во-первых, все 30 фигурок — это увеличенные копии колхидских золотых статуэток, а во-вторых — все они позолочены, а потому фонтан считается самым дорогим в Грузии. Венчает все сооружение пара гордых коней царя Эета, того самого к которому  и приплыли аргонавты за Золотым руном.

Туристы здесь обязательно фотографируются. Но вообще говоря, на площади вокруг фонтана — довольно оживлённое автомобильное круговое движение, поэтому нужно ещё исхитриться, чтобы найти безопасное место и поймать удачный ракурс… А пешеходных переходов к фонтану нет.

Кутаиси_площадь

Примечательно, что раньше в центре площади стояли и статуя Ленина и памятник Сталину. В 1956 году Сталина снесли, а на его месте сделали клумбу. Уже в постсоветское время здесь появилась конная статуя царя Давида, ну а затем пришёл черед колхидского фонтана.

На площади также находится драматический театр, музей грузинского спорта, библиотека и множество других красивых зданий.

В одном из них мы увидели ресторанчик: на улице стояли столики, и довольные люди что-то вкушали. А мы как раз были весьма голодны, и потому знакомство с Кутаиси началось для нас с этого заведения:

Бар в Кутаиси

За столиками на улице в этот чудный сентябрьский вечер свободных мест не оказалось, и нам пришлось довольствоваться местами внутри помещения. Если честно, рекламировать его я не буду даже не потому, что грибной суп, который мне там подали, оказался самым отвратительным блюдом за всю нашу поездку по Грузии. А просто потому, что к концу второй недели названия заведений, где мы кушали, банально перестали запоминаться. То есть совсем, то есть вообще.

Из этого заведения наш путь лежал в сторону главной достопримечательности — собора Баграта.

Собор (храм) Баграта в Кутаиси

Визуально найти храм очень просто — он большой и находится на горе, а потому отлично виден почти из любой точки Кутаиси. Но вот подъехать к нему на машине оказалось намного сложнее. Ну, или наш навигатор нас, как всегда, проверял на выносливость. Минут двадцать петляем по узким улочкам на холме, пока одна из них не выводит нас к храму.

Sobor_Bagrata

Этот собор является одним из самых больших во всей Грузии. Конечно, церковь Цминда Самеба в Тбилиси значительно больше, но ведь она совсем новая, а собору Баграти — более 1000 лет.

До недавнего времени, почти 300 лет, храм лежал в руинах. И лишь в 2012 году он был восстановлен, что, говорят, понравилось далеко не всем.

Туристы посещают это место в обязательном порядке, ведь лучшего вида на Кутаиси и придумать невозможно:

vecher_v_Kutaisi

Кстати, это фото я делаю, стоя на останках крепостной стены, идущих вокруг храма. Стены эти не относятся напрямую к храму, это городские укрепления, точное время постройки которых не называется.

Вечерело, и мы торопимся зайти внутрь собора, чтобы осмотреть его интерьеры:

Kutaisi-mini

А снаружи идёт приготовление к какому-то  мероприятию — возводится сцена, подвозится аппаратура:

Kutaisi+Hram

Но выходе из собора нас окутывают густые сумерки. Нам предстоит добраться до своего гэст-хауса, который находится в восточной части Кутаиси, не так далеко от того самого фонтана.

Спускаемся с холма другой дорогой, на которую выехали вслед за едущей впереди машиной (а наш навигатор этот путь почему-то вообще не считал пригодным для езды…)

Ещё было желание увидеть Белый мост, но интернета ни на одном из наших девайсов не было, и проложить оптимальный маршрут (да даже просто сориентироваться, где он этот мост находится) мы не смогли. А плутать в темноте по незнакомому городу у нас не было сил. И всё-таки пару раз мы снова проехали мимо колхидского фонтана, т.к. навигатор откровенно тупил…

Единственный мост, который мы увидели и сфотографировали, был вот таким:

most

Так же не удалось нам прокатиться на канатной дороге, нижняя станция которой базируется где-то в районе Белого моста. А верхняя станция находится на вершине холма, где расположен парк культуры и отдыха им. Б. Габашвили.

Потом уже, полистав фото других туристов в интернете, я поняла, что мы были совсем рядом от всего этого: следующим мостом вон за тем мостом на фото и был Белый мост, а «провода», тянущиеся наверх через весь кадр — это и есть линия канатки… Эх, прямо чуть-чуть мы не догуляли туда, буквально одного часа светлого времени не хватило…

Наконец, мы добрались до своего гэст-хауса и отправились пешком в ближайший магазин за едой на вечер.

Пока совершали этот моцион до магазина и обратно, погода менялась прямо на глазах: поднялся просто ураганный ветер, и все мысли о пешей прогулке по городу после ужина пришлось прогнать из головы. Мы даже попросили хозяина гэст-хауса разрешить нам поставить машину в его подземный гараж, т.к. боялись, что на неё рухнет какое-нибудь дерево или столб, или ещё что-то ветром сорвёт и уронит…

Кстати, хозяин оказался очень интересным собеседником. Он рассказал нам, что этот гэст-хаус теперь его единственный источник заработка. А раньше, в советские времена, он был директором чайной фабрики. Хорошо жил, много городов бывшего СССР посетил с командировками. И вот теперь очень ностальгирует по тем временам. Зато хотя бы так вот реализует свою общительность и гостеприимство.

В общем, если вам нужен нормальный гэст-хаус в Кутаиси, то можете взять его на заметку: Guest house Medea. Поутру вас ещё и вкусным завтраком накормят! Ещё из недорогих вариантов: Gelati Guest House, Guest House Veneto, Kiev Kutaisi Hotel.

Ещё мы смотрели для себя такие вот варианты: Aeetes Palace Hotel , Edemi Hotel, Max Comfort Hotel, Hotel Mkudro, но на момент нашего прибытия в Кутаиси там были либо только дорогие номера, либо вообще не было мест (нам опять «повезло» приехать в пятницу…)

Интересные места рядом с Кутаиси

В принципе, все путеводители обычно рекомендуют использовать Кутаиси как стартовую площадку для совершения следующих экскурсий:

• Гелатский монастырь — один из самых важных и известных во всей Грузии.
  • Монастырь Моцамета — очень живописный, тихий монастырь
  • Каньон Окаце — красивейшие горные пейзажи, известен он узким мостиком над пропастью.
  • Заповедник и пещера Сатаплия
  • Каньон Мартвили
  • Курорт Цхалтубо

В большинство этих удивительных мест трудно (или невозможно) добираться общественным транспортом. Поэтому советую либо брать такси (от 50 лари в одну сторону), либо заранее заказывать экскурсии:

Покинутые сёла западной Грузии

Пещера Прометея и курорт Цхалтубо

Каньоны и водопады западной Грузии

Тур по Имеретии: пещеры, монастыри и чудеса природы

Экскурсия на озеро Шаори и в неизведанные уголки Рачи

А нам в Кутаиси, как и в Батуми, немного не повезло с погодой — ветер пригнал тяжёлые тучи, и зарядили дожди. Так что нам ничего не оставалось, как распрощаться с Кутаиси.

Общее впечатление о городе мы получили, но скажем так — деталей  явно не хватило. Так что, хлебосольная Грузия, жди нас снова!

На этом заканчиваю свой рассказ про Кутаиси.