Екатерина Титова

Крым глазами сочинцев: дорога, первые впечатления

Всё лето и половину осени я прожила в одном из самых замечательных городов нашей страны — в Сочи. И у меня на блоге вы найдёте массу статей, в которых я делюсь интересными маршрутами по городу и его окрестностям.  Такого разнообразия впечатлений, как у меня за это лето, я желаю всем вам, друзья!

Но у меня ещё в прошлом году «зажглась» где-то в глубине подсознания такая лампочка, которая помигивала мне время от времени: хочу увидеть Крым, пора съездить в Крым. Ведь он стал нашим, российским!

Обычно отдыхать я езжу именно осенью. Потому что работа в туризме диктует свой график работы и отдыха… И вот в сентябре я начала планировать свой отдых. Крым представлялся мне наиболее удачным из всех вариантов.

Ну, посудите сами, ребят: от Сочи до той же Ялты всего 700 км. По отличным дорогам Кубани, вдоль морского побережья — это одно удовольствие! Тем более, что на паромной переправе сейчас уже точно не будет бесконечных автомобильных очередей, которые летом отпугивали многих, желающих прокатиться в Крым на автомобиле.

Действительно, интерес к Крыму со стороны российских туристов в этом году оказался просто колоссальным. Курорты Крыма один за другим  публиковали статистику о небывалом количестве отдыхающих. По данным на конец октября 2015 г., Крым принял более 4 миллионов туристов. Конечно, часть из них прилетала самолётами. Но меня устраивал только вариант с автомобилем — он даёт свободу передвижения, а это для меня на первом месте.

Поездка из Сочи в Крым: путевые заметки

Итак, прохладным ноябрьским утром мы выехали из уютного гостевого дома в Лазаревском, где переночевали, переводя дух после очередного сочинского потопа (что-то всё-таки надо делать в городе с ливнёвками, иначе так и будут плавать дома и машины после каждого сильного дождя…)

На первый день у нас был такой маршрут: проехать вдоль кавказского побережья, через Джубгу, Геленджик, Анапу, Новороссийск, переправиться на пароме в Керчь и доехать до Судака, где и был запланирован первый ночлег (и присмотрен подходящий отель на букинге)

Вроде, не так уж и много. Но кто из вас, друзья, ездил по трассе Сочи-Туапсе-Джубга, тот знает, что серпантин не даст вам особо разогнаться. Да мы и не спешили.

День выдался тихий и солнечный, и мы наслаждались видами и дорогой. Тем более, что дорога была нам уже знакома: в мае мы ехали из Уфы до Сочи именно через Джубгу.

где-то под Туапсе

Где-то под Туапсе…

Настроение было замечательное. Прибрежные курортные посёлки сейчас, в ноябре, уже выглядят опустевшими —  но это мне и нравится. В июле-августе за толпами туристов не видно самой красоты этих мест…

Кемпинг под Джубгой

Краски осени особенно ярки на фоне моря…

А сейчас совсем другое дело.

Под Джубгой сделали небольшую остановку на перекус: сидели на берегу моря, пили чай из термоса, слушали шум волн.

море волнуется раз

Солнечный ноябрьский день на побережье Чёрного моря… Эх, почему я не художник?

От Джубги до Геленджика добрались тоже довольно быстро.

Геленджик

Я не была раньше в Геленджике, и потому у нас была запланирована небольшая прогулка по городу. Припарковав машину на одной из тенистых улочек, пошли гулять на набережную.

Набережная Геленджика

Набережная Геленджика красива и осенью…Ноябрь 2015г.

Красота Геленджикской бухты меня впечатлила: нарядный променад с фонтаном вдоль пляжа, сосновая роща прямо на берегу и мелкий приятный песочек на пляже. Короче, кому сочинская галька на пляже не по вкусу- добро пожаловать в Геленджик!

Геленджие пляж

А пляж в Геленджике просто замечательный!

Геленджик набережная

Набережная Геленджика. Ноябрь 2015г.

Геленджик осенью

Геленджик. Ноябрь 2015г.

Опять же с учётом несезона многие заведения на набережной закрыты. И людей немного. Но я представляю, какой здесь ажиотаж в сезон!

Делаю на память несколько фото и видео, и мы отправляемся обратно к машине.

Едем дальше по тихим улицам Геленджика, сравниваем его с тем же Адлером. В принципе, место красивое и по-своему интересное. На вершину холма уходит прогулочная канатная дорога: подниматься у нас времени нет, но, наверно, вид сверху лучше)))

Кстати, очень прикольно смотрится надпись МЕГАФОН на холме, наподобие голливудских букв.

Геленджик Мегафон

Мегафон в Геленджике рулит, похоже!

Новороссийск

Приближаемся к Новороссийску. В бухте на рейде стоят десятки кораблей, ждут разгрузки в городском порту, одном из крупнейших на Чёрном море.

Новороссийская бухта. Ноябрь 2015г.

Сам Новороссийск задыхается от огромного потока грузового транспорта, едущего через город. Ну, почему бы не построить объездную дорогу вокруг города?

Конечно, Новороссийск — это не курортный город. Но в его окрестностях есть много интересных мест.

Например, знаменитое Абрау-Дюрсо, где производится одноименное шампанское. Если вы не торопитесь, рекомендую обязятельно туда заехать и сходить на экскурсию по заводу шампанских вин. Подробнее о том, почему стоит посетить Абрау-Дюрсо, читайте здесь: Экскурсия в Абрау-Дюрсо

Именно под Новороссийском, в местечке Широкая Балка, я отдыхала последний раз перед тем, как затем на 20 лет проститься с курортами Краснодарского края… Ах, как мне хотелось заехать туда, но наш строгий навигатор показывал, что нам ещё предстоит проехать 150 км до Керченской переправы. А солнце меж тем плавно катилось к горизонту…

Ну, и ещё мы решили до погрузки на паром заехать покушать нормальной горячей пищи где-нибудь. А то кто знает, сколько там на пароме переправляться и чем там будут кормить… Но заезжать ради этого в Анапу не стали — её осмотр не входил в наши планы (прости, Анапа, в другой раз…)

Зато на одной из развилок, где-то в районе посёлка Белый, нам попалась простая Столовая № 1, где обед на двоих, включающий овощной салат, гороховый суп, второе из курицы с гарниром и компот, нам обошёлся всего в 360 рублей! И всё было очень вкусным, что самое главное. В общем, мой муж был под таким впечатлением от этого заведения, что на обратном пути из Крыма мы специально сделали небольшой крюк, чтобы снова покушать в этой столовой. Жаль, фото этого заведения я не догадалась сделать…

Паромная переправа

Вот так славно подкрепившись, мы устремились на всех парах в Порт Кавказ. Интересно было наблюдать, как по обеим сторонам дороги поблёскивает в лучах заката водная гладь. Но предстоящий паром отвлекал от созерцания природы, т.к. немного напрягал в плане неизвестности (в плане работает/не работает, т.к. вчера в Сочи было наводнение из-за ливня, и на сегодня на побережье тоже было объявлено штормовое предупреждение).

За пару километров до парома — пост ДПС. Просят показать права, документы на машину, страховку. Еде дальше. За несколько сотен метров до парома видим указатель «ВЪЕЗД НА ПАРОМ», хотя реально никакого парома не видно. Сворачиваем. Попадаем на размеченную площадку с рядом будочек. Перед нами пара машин, после нас ещё пара. Короче, ажиотажа не наблюдается.

В первой будочке выдают талончик — там указано, какой длинны твой транспортное средство. От этого зависит, сколько ты заплатишь за переправу на пароме. Моя машина (Honda CR-V) длинной больше 4, 21 метра но меньше 5 метров, потому её провоз обходится в 1688,00 рублей. А стоимость проезда человека — 162 рубля.  Все эти деньги вы оплачиваете в кассу, предъявив тех.паспорт на машину и свой общегражданский паспорт (обязательно!)

После этого выезжаем с площадки и уже действительно едем ко въезду на паром. Но на пути ещё одна инстанция — досмотр автомобиля. Мы представили, как придётся доставать на сканирование всё содержимое машины и приготовились к долгой процедуре… Но тёточка в форменной одежде (убейте, не скажу каких войск или назначений) заглянув в наш багажник и увидав два огромных чемодана и штук двадцать пакетов и более мелких сумок, попросила положить только один из чемоданов на ленту. Удовлетворившись его содержимым, кивнула головой и отпустила нас нас с миром.

Ура, вон уже и паром впереди виден! И мы даже первые в очереди, но перед воротами нас просят притормозить, пока заезжает предыдущий автомобиль. И вот тут нас ждёт самый большой облом этого дня: парень-регулировщик закрывает ворота прямо перед нашим носом со словами — всё, паром полный, вы уже будете ждать следующего, это через час. А это уже грозит нам очень поздним приездом в Судак…

И ещё мне обидно до слёз по другой причине: я уже представила шикарные кадры на фоне лилово-красного неба  — солнце только сел… Кто увлекается фотографией  —  тот меня поймёт.

Керченская переправа

Два берега соединила Керченская паромная переправа… Не хватает только седого паромщика)))

Час проходит, паром приплывает, но погрузка началась только через полтора часа после отправки предыдущего. Заезжаем, паркуем машину где нам указывает регулировщик. Поднимаемся наверх, на палубу. Но уже темно и абсолютно ничего не видно. И вдобавок дико холодно. Уходим в помещение, каюту или как это помещение назвать  правильно на пароме.

Впрочем, внутри довольно уютно. На стенах — огромные ЖК-экраны (для тех, кто не мыслит себя без ТВ), мягкие сиденья, барчик, где наливают чай-кофе. И главное — тепло. Меня клонит в сон. Долго не отплываем — то ли ждём, пока наполнится паром, то ли ещё чего-то. Наконец, через час после погрузки паром начинает движение. Плывём минут 20, бесшумно причаливаем. Ура, мы в Крыму!

Керчь — Судак

Выруливаем на берег и попадаем в караван машин, выехавших с нашего же парома. Поэтому первые километров 50 едем в этом плотном потоке. Скорость — максимум 70 км/час. Такими темпами мы будем в Судаке после полнуночи, показывает наш навигатор. Начинаем прорываться, обгонять…

Пришла пора сказать пару слов о дорогах Крыма. Сколько было написано в интернете на эту тему! Мне казалось: съедем с парома  — всё, дороги кончатся. Но если честно, всё было не так печально, как мы себе представляли. Да, дороги Крыма — это вам не шикарные трассы Краснодарского края с их высоко-художественной разметкой. Москвичам, пожалуй, тоже не понравится. Но жители прочих регионов нашей необъятной (и не заасфальтированной толком) России почувствуют лишь лёгкий дискомфорт, да и то  — местами. Потому что иные участки дорожного полотна довольно сильно разбиты, но и только что отремонтированных участков с хорошим асфальтом тоже довольно много. Так что, друзья, не так страшен чёрт…

Так что движемся довольно  быстро. В Феодосию не заезжаем, едем по объездной. А вот в районе села Насыпное навигатор заворачивает нас на Коктебель.  Дорога не сказать чтоб хорошая, но не убитая, идёт через небольшие посёлки: Подгорное, Коктебель, Щебетовка. Но в этот поздний час мы на ней практически одни. Это немного напрягает.

Ночёвка в Судаке

К Судаку подъезжаем всё-таки в полночь. И таким неприветливым он показался в этой поздний час! Плохо освещенные улицы, нет работающих допоздна заведений (ни магазинов, ни забегаловок — ничего!) По адресу из Букинга, который мы заложили в навигатор, отеля не обнаруживаем (может он и был где-то там в тёмных дворах, но мы его не нашли — ни одной вывески или указателя). На часах — полпервого ночи.

Да, кстати, ещё один важный момент: интернета 3G, на котором работаем наш планшет, в Крыму нет. И нашей сотовой связи (ну, по крайне мере Мегафона) тоже (купить местную симку, про которую писали в отзывах те, кто уже отдыхал в Крыму, мы ещё не успели).  Так что вариант — поискать в интернете другие отели и прозвонить их — отпадает.

Колесим по городу, пытаясь найти хоть что-то для ночёвки. Ага, вон какой-то отель светится!Подъезжаем, узнаём — остался только за 4000 руб. номер. Что-то дороговато для несезона в Крыму, как нам кажется. Едем дальше. Ещё какое-то здание времен соцреализма с вывеской «готель». Сонная женщина на стойке озвучивает цену 2500 рублей, парковка для машины — ещё 100 рублей. Ну, ребята, может это и не дорого, но не за этот совдеповский интерьер и сервис, и без завтрака!

В конце концов, точнее — в конце улицы, находим ещё одну светящуюся вывеску — отель «Воробьиное гнездо». Номер стоит 1500 руб., но с учётом того, что проживать в нём нам осталось меньше половины суток, дают скидку до 1200 руб. Вот и славненько. Паркуем машину (стоянка бесплатная). Заносим в номер вещи, пьём чай (чайник есть в номере), подвисаем на бесплатный отельный wi-fi на полчаса. И отключаемся. Полноценный сон очень важен в таких поездках   — ведь завтрашний день будет ещё насыщеннее, а за рулём поспать не получится!

Вывод первого дня (точнее  — вечера) в Крыму напрашивается сам собой: это вам не Большой Сочи, где на каждом углу мини-отели, с ценами от 700 рублей за номер, и круглосуточно работающими магазинами и общепитом. Так что, путешествуя по Крыму, планируйте заранее — где будете есть, а где — ночевать.

О том, что мы увидели в Крыму за следующие дни, читайте здесь:

Крым за 3 дня, день первый: из Судака в Балаклаву

Крым за 3 дня, день второй: достопримечательности Севастополя

До встречи на блоге!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментариев 8

Максим:

Ну и нафиг такой отдых нужен. Море грязное и холодное. Сервиса нет. Так еще на переправе мудохаться.

Екатерина:

Максим, я понимаю, что многие едут на отдых в Крым, и вообще на отдых, ради моря. Но лично меня, когда я выбираю место для отдыха, интересует прежде всего — а что я смогу увидеть помимо пляжа в том месте, где буду отдыхать. И с этой позиции отдых в Крыму — просто мечта. На этом полуострове огромное количество исторических и природных достопримечательностей. И осень — идеальное время для того, чтобы их увидеть. Во-первых, не нужно стоять на жаре в пробках на дорогах, во-вторых, все объекты осмотра — практически только для тебя, и не нужно ждать на жаре своей очереди — зайти посмотреть что-то, сфотографироваться в том или ином месте. Да, было бы лето, я бы искупалась в море пару раз за неделю, чтобы просто поставить галочку — я это сделала. Так что каждому своё.

Цвета:

А вот крымчанам в нынешней непростой ситуации ноября 2015 года стоит очень сильно посочувствовать! Остаться без электроэнергии — это очень-очень плохо. И меня сильно удивляет, что зная отношение Украины к полуострову Крым, там не были предусмотрены такие вот форс-мажорные обстоятельства и не приняты никакие превентивные меры.

Екатерина:

Светлана, там столько всего и сразу нужно было предпринять: и дороги приводить в прядок, и паромное сообщение наладить, чтоб не было очередей на двое суток, и прочую инфраструктуру хоть как-то подтянуть… И работа кипит. Ну, вот тот же мост строить начали активно. Понятно, что энергетика — на 1 месте. Надеюсь, что это начнут делать сейчас, и к следующему сезону таких проблем не будет…

Цвета:

Немного добавлю по городам по пути к Крыму,
    В Геленджике на самом деле есть куда зайти, что посмотреть — аквариум (он там именуется «океанариум», но для такого названия явно маловат) и дельфинариум с превосходным представлением! Я была в восторге, потому что видела такое шоу в первый раз. А еще есть галерея «Белая лошадь», с основателями которой я познакомилась на фестивале в Черногории. Супружеская пара, выйдя на пенсию, занялась изготовлением картин из бытовых отходов (пластика, полиэтилена, старого картона, газет, яичной скорлупы и пр.). Получается у них симпатично! Если придется снова побывать в Геленджике, постараюсь в эту галерею зайти.

Город Анапа, где мы были проездом в прошлом году и гостили у подруги 3 дня, очень сильно преобразился по сравнению с прошлым. Если раньше это была большая деревня, то сейчас этот городок вполне может посоперничать и с известными зарубежными курортами, куда толпами ездят наши сограждане. Особенно меня впечатлил аква-парк! Несмотря на то, что мы с мужем уже имели удовольствие кататься с горок аква-парка на Канарском острове Тенерифе, и нам было с чем сравнивать, анапский был ничуть не хуже!
    Еще больше меня потряс вид вечернего города — все в огнях, магазинчики, ресторанчики, увеселительные заведения, и даже поющие цветные фонтаны!
    Единственное, что удручало в Анапе — это неухоженность центрального пляжа. Море там почему-то не чистилось и напоминало чуть ли не сточную канаву. Но если потратить полчаса на прогулку к окраинам города — то там совсем другое дело! Море чистейшее, вода прозрачная, рыбки плавают! А на пляже продаются маленькие красноухие черепашки.
    Цены на частное жилье в Анапе вполне приемлемые. Так что бюджетный, но вполне приятный отдых в Анапе может себе позволить даже рядовая по доходам семья с детьми, которых там было очень-очень много даже в начале сентября.

Екатерина:

Ну, Светлана, видимо, скоро все наши черноморские курорты будут очень и очень наполнены семьями с детьми — учитывая текущую ситуацию с Турцией…

Цвета:

Катюша, в ответ на подпись «Эх, почему я не художник?» — очень рекомендую, у нас в Уфе есть прекрасные курсы обучения живописи для взрослых по вполне умеренным ценам. Студия «АРТ энд Крафт» на ул. Зорге, 75 и студия Елены Любимовой «Секрет художника» на ул. Российской (за Юрюзанью). Учат даже тех, кто держал карандаш для рисования только в школе.

Екатерина:

Светлана, спасибо за рекомендации) Правда, в моём случае всё не так безнадёжно — я даже успела в детстве в детскую художку походить полтора года. Но потом здоровья не хватило 3 школы разом тянуть: обычную, музыкальную и художественную (все — в разных концах города), и пришлось художку забросить… Поэтому на фортепиано я сейчас неплохо играю, а вот с рисованием хуже дело обстоит))