Екатерина Титова

Отчёт о развитии внутреннего и въездного туризма в РФ: я плакала, когда слушала это

Приветствую вас, дорогие читатели!

Хочу сегодня с вами обсудить одну тему, которая никак не может оставить равнодушными всех нас, заядлых туристов. Не могу молчать, как говорится. Потому что на этой неделе были обнародованы некоторые данные о том, как реализуется  Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма 2011-2018 гг.»  Документ чрезвычайно интересный, советую почитать на досуге…

Как видите, принята она была ещё 5 лет назад. Но думаю, мало кто из вас что-то о ней слышал. Я и сама в  2011 году, если честно, не особо интересовалась внутренним туризмом. Мои личные путешествия в 2011 году — это Швейцария (январь), Франция (февраль), Турция (сентябрь) и США (октябрь). Как видите, у этих  геолокаций мало общего с внутренним туризмом.

Однако сейчас, когда пошёл массовый спрос на отдых  в России, даже самые отъявленные турагенты-русофобы (нет-нет, я не из их числа ;-) ) начали понемногу проникаться идеями развития внутреннего туризма. И думать, активно думать — что же можно и нужно предложить своим туристам в пределах нашей родной страны, чтоб было и им, туристам, интересно, да и самому выгодно (а вот тут я как раз нашла себя в рядах этих думающих).

Оказывается, за нас всё уже давно придумали. И прописали в той самой целевой программе. И даже (не поверите!!!) деньги выделили из бюджета! А вот о том, что из этого получилось, я услышала буквально на днях.  Активисты проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки» 22 ноября представили результаты реализации указанной выше программы развития внутреннего туризма в России. Вы бы видели лицо нашего Президента Владимира Путина, которому они зачитывали эти цифры и факты! Наверное, в эти минуты некоторые чиновники на местах встали из своих кожаных кресел и пошли сушить сухари…

Догадываетесь, почему? А я вам сейчас расскажу.

Большой стране  — большие планы

В России существует большой потенциал для развития различных видов активного туризма — горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велотуризма, экстремального туризма и др. В то время как некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными горнолыжными курортами, другие — обладают большими перспективами с точки зрения развития активного туризма. В группу регионов, стратегически важных для развития активного туризма, отнесены Алтайский край, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Камчатский край и Приморский край. Перспективными регионами как центрами горнолыжного туризма, безусловно, являются Краснодарский край (г.Сочи), Мурманская область (г.Кировск) и Кемеровская область (пос.Шерегеш). Растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать дальнейшее интенсивное развитие горнолыжного и других видов активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами отдыха, оценивается в 2,5 млн. человек.

Да, страна у нас  большая, что и говорить. Много в ней лесов, полей и рек. И людей много. И среди этих людей есть разные, честные и не очень, патриоты и не очень. Но те, кто в 2011 году решили развивать внутренний туризм в России, явно были патриотами. Потому что задумки были ну очень масштабные и для страны в целом очень полезные.

Ведь, на что обычно сетуют туристы, когда объясняют свой выбор в пользу заграничных курортов? Да, на отсутствие нормальной туристической инфраструктуры  в нашей родной стране.  Ведь и у нас места есть красивые! Но к ним добраться и отдохнуть — проблема! То дороги нет, то разместиться на ночлег негде. А если и есть это всё, то такого качества, что не всякому такой отдых и отдыхом-то покажется…

tualet

В России действительно далеко не везде развита туристическая инфраструктура. Благодаря Федеральной целевой программе (ФЦП), о которой я говорила в начале статьи, этот пробел, как предполагалось, будет ликвидирован.

Задачи по ФЦП стояли такие:

  • осваивать потенциально интересные туристические ресурсы, строить на них  объекты туристической инфраструктуры
  • развивать те объекты, которые уже работают, улучшать в них сервис
  • продвигать Россию как туристический бренд на мировом рынке.

Согласно программе, предполагалось, что основную часть мероприятий удастся осуществить в 2011-2014 гг. На эти годы было намечено проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации.  А уже в 2015-2018 гг. можно будет взять удачные образцы, так сказать, и тиражировать их далее, по всей стране.

Олимп. парк

И финансирование на это было заложено вполне приличное. Общая сумма инвестиций, которые планировалось направить на развитие туристических кластеров, составляет 141,6 млрд руб., из которых 40 млрд руб. – средства федерального и региональных бюджетов, а 101 млрд руб. – частные инвестиции. То есть предполагалось, что на 1 рубль госинвестиций необходимо привлечь 3 рубля частных инвесторов.

За счет средств внебюджетных источников на территориях туристских и автотуристских кластеров будут построены гостиничные комплексы различного уровня комфортности (мини-отели, мотели, оздоровительные комплексы), торговые улицы с объектами питания и развлечения, торговые центры с круглогодичной ярмаркой сувенирных товаров, аквапарки, горнолыжные центры, транспортные комплексы, яхт-клубы и др.

За счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в зависимости от конкретного проекта предполагается создание современных комплексов обеспечивающей инженерной инфраструктуры, включающей систему теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, объекты газоснабжения, электроснабжения и связи, а также объекты транспортной инфраструктуры.

Выполнимо ли это? Да. Особенно это ярко видно на примере Сочи и Красной Поляны. И этот туристический кластер стал, пожалуй, единственным, где всё действительно сработало как надо.

Рыбаки в Сочи

В остальных субъектах РФ ситуация, как оказалось, печальная.

Что мешает России стать зоной комфортного отдыха

В результате реализации мероприятий Программы будет создана сеть современных курортных и туристских объектов в рамках соответствующих туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.

Что мы имеем на сегодняшний день? Вот об этом и доложила нашему Президенту одна из активисток Общероссийского народного фронта. Это такая общественная организация, которая следит за расходом бюджетных средств на те или иные цели. Кстати, неплохо следит. в результате работы активистов ОНФ были скорректированы различные программы и сэкономлены расходы государства из бюджетов разных уровней на сумму 227 млрд руб.

Не буду утомлять вас долгим списком. Приведу только самые вопиющие примеры.

Алтайский край. Автотуристический кластер «Золотые ворота» Изначально проект расположения автотуристического кластера оказался неудачным, кластер находится в непосредственной близости от городской свалки, кладбища и военной части (ого! и кто же напроектировал такое чудо? Имена этих горе-архитектров в студию!) Было потрачено 319,8 млн руб. на строительство сетей электро-, газо-, водоснабжения и силовой подстанции. Осенью 2016 г. на месте кластера активисты смогли обнаружить лишь АЗС «Лукойл». Строительство туристических объектов не ведется.

Туристический кластер «Амур» в Амурской области:  потрачено 1,2 млрд бюджетных средств. На эти деньги отсыпана искусственная набережная, сделан тротуар, но инвестор так и не вложился в строительство объектов. Вместо туристической зоны – огромная строительная площадка со старыми бытовками.

tk_amur

Республика Саха (Якутия). Туркластер «Северная мозаика». В Республики Саха (Якутия) инфраструктура проложена в чистом поле. ИТОГО: 155 млн руб. потрачено на прокладку газопровода, энергоснабжения, дорогу и тротуары. Однако инфраструктура не востребована и постепенно разрушается… Господи, да у нас тут миллионный город задыхается в пробках каждые утро и вечер! Из-за отсутствия нормальных тротуаров школьники под колёса попадают… А дорога в Якутии строится в чистом поле… Для оленей Деда Мороза, очевидно. А тротуары — для белочек с зайчиками.

severnaya_mozaika

Липецкая область. Туркластер «Елец». В некоторых туристических кластерах государственные инвестиции идут на объекты, которые функционировали и до принятия госпрограммы. Так, в городе Ельце Липецкой области 1,07 млрд руб. вложено в прокладку водопровода и канализации в городе, в ремонт насосных станций.

Ну, да, не по целевому назначению… Но хоть кому-то от этих денег лучше стало). Читает нас кто-нибудь из Ельца?  Как вы там, ребята, заметили зарытый в землю миллиард? Ощутили на себе положительный эффект от развития туризма или как?

Инвестор, как отмечалось, открыл спортбар, торговые и детские центры. Объекты открыты в разных частях города, и говорить о едином туристическом кластере невозможно. Мало того, вместо культурно-оздоровительного центра предприниматель предпочел открыть двухэтажный торговый дом. Читатели из Ельца! Пришлите фото это торгового дома, пожалуйста! Очень уж интересно, правда.

Краснодарский край. Туркластер «Абрау-Утриш» Согласно плану, в п. Мысхако, в городе Новороссийске должен быть открыт гостиничный комплекс премиум-класса, а также променад пригостиничного типа, расположенный по всей длине набережной, с торговыми рядами, кафе, барами, ресторанами. Но по факту ни гостиницы, ни променада активисты не обнаружили, хотя на развитие инфраструктуры федеральный бюджет выделил 645,9 млн руб. и еще 205,7 млн руб. составляли средства местного и областного бюджетов.

Ну, вот тут мне лично есть что сказать. Я была в этом году и в Утрише, и в Абрау-Дюрсо. Про это можете почитать у меня статьи:

Утриш Пейзаж

На Утрише я не заметила никаких особых признаков денежных вливаний. Всё выглядит весьма плачевно и явно просит ремонта. А вот Абрау-Дюрсо реально не узнать! И новая набережная, и отели хорошие, и парк. Вот только имеет ли всё это отношение к бюджетам от ФЦП? На этот вопрос у меня нет ответа.

Республика Бурятия. Автотуркластер «Тункинская долина». Согласно инвестиционному плану в туристическом кластере должны работать бальнеологические лечебницы, гостиницы, рестораны и торгово-развлекательные центры. На строительство инфраструктуры государством потрачено 235 млн руб., построена дорога, созданы очистные сооружения.

buryatiya

Красивое место, что и говорить…Только вот сомнение имеется: построена дорога вкупе с очистными сооружениями, а инвесторы — в кусты? Или не всё так однозначно?  «Всегда возникают сомнения в том, что хотели создать туркластер или хотели дать знакомым подрядчикам работу», — усомнился Путин.

Итог был подведён следующий: из 15 туристических кластеров, которые планировалось запустить к 2016 году, работает только 7, причем 2 из них были запущены до старта федеральной программы.

Хорошо там, где нас нет

А самое удивительное в этой истории вот что. В этом году, в июне, Медведевым было принято Постановление о создании ещё 20 кластеров в 17 регионах России. То есть что получается:  ему бодро доложили — программа успешно реализуется, деньги осваиваются, давайте дальше работать. И он такой — «ай, маладца, давайте!» Дело-то хорошее, нужное — создать людям условия, чтобы они могли отдыхать в родной стране.

Но по факту — много вы новых курортов за последние 5 лет у нас в России увидели? А деньги потрачены, и немалые. Обнадёживает лишь то, что на развитие этих 17 новых кластеров не будут «списывать» дополнительные бюджетные средства: они будут перераспределены между строящимися кластерами в рамках первоначально озвученных сумм.

В список новых туристических зон отдыха вошли «Хибины» в Мурманской области, «Хрустальный город» в Брянской, «Территория побед» в Волгоградской, «Русские усадьбы» в Тульской, «Беломорский» в Архангельской области и «Южная Карелия» в Карелии. В Татарстане начнется строительство зон отдыха «Свияжск» и «Великий Булгар», в Марий Эл появится «Царь-Град», а в Дагестане — «Золотые пески» и «Золотые дюны».

plyazh

Также появятся: «Финно-Угорский этнокультурный парк» в Коми, «Камский берег» в Удмуртии, «Озерный кластер» в Новосибирской области, «Центральная городская набережная» в Вологодской области, кластер «Старорусский» в Новгородской области, «Хрустальный город» в Брянской, «Территория побед» в Волгоградской, «Русские усадьбы» в Тульской и «Беломорский» в Архангельской области.

Читаю этот список, и мне реально становится непонятно: а что, у нас в Башкирии нет потребности в создании туристического кластера? Наша инфраструктура не желает стать удобной и привлекательной для местных и иностранных туристов? Или у нас всё и так в шоколаде?

Я просто тут недавно как раз статейку писала, по результатам прошедшего в Уфе туристического форума «Знай наше: турпродукт Башкортостана». Кому интересно, почитайте:

И вот сейчас сижу и думаю: а что ж это у нас никто не продвигает идею эту? Не нашу ли республику гордо именуют «Башкирской Швейцарией»? Ага, я понимаю, в каждом регионе, наверное, есть свои достопримечательности. Но не в каждом есть горы (где уже имеются довольно приличные горнолыжные курорты —Горнолыжные курорты Башкирии: какие наши горы! ). И разве это не наши чиновники и бинесмены сетуют, что не получается загрузить построенные к саммитам ШОС и БРИКС современные отели и «отбить» вложения?

Впереди планеты всей, да не по туризму

В целом,  все эксперты вынуждены были сделать вывод о том, что имеющийся значительный туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере.

plyazh_na_volge

Сейчас в Международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом по итогам 2015 года, Россия заняла лишь 45 место из 141 страны, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на 5 месте, а объекты культурного наследия — на 9 месте.

Из более чем 2000 километров теплых морских побережий в России в настоящее время благоустроена и пригодна для пляжного отдыха лишь 1/3 часть.

Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание цивилизованных условий для автотуристов. Автопарк России последние годы растет на 2,2-2,8 млн. автомобилей в год, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Это мы с вами и так каждый знаем, тут и к гадалке не ходи, как говорится.

«Туризм стимулирует развитие 53 смежных отраслей экономики и имеет колоссальное социальное значение. Отрасль создает новые рабочие места, способствует росту качества жизни в регионах. А поскольку туризм относится к несырьевой сфере, у него есть все шансы стать драйвером экономического развития»,- заметил журналистам когда-то руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

Сейчас вклад туристической отрасли России в ВВП страны — 1,6 процента. В странах же, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, этот показатель достигает более 10%. Есть к чему стремиться. Ведь наши же дети нам спасибо скажут.

В общем, это я всё к чему веду, друзья? Я далека от политики, как уже не раз говорила. Но эта тема —  с ФЦП по развитию туризма и  проектами Общероссийского народного фронта меня задела за живое. Буду следить, буду вникать. Если и вам интересно, подписывайтесь на наши обновления:

Введите ваш email:

И, скажу по секрету (не могу молчать :-) — скоро всех вас, читателей и авторов нашего блога, ждём небольшой сюрприз.

Отличных вам выходных, друзья!

 До встречи на блоге.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментария 3

    Лена Леер:

    Да-да-да, Катя! Не только Башкирии, но и Пермского края нету в программе! (Это во мне такой местечковый патриот просыпается). Информация впечатлила, особенно про Алтайский край [:-|]

    Ответить
      Екатерина:

      Лена, да, как-то очень странно обошли вниманием почти весь Урал…

      Ольга:

      ну раз проводили выставку «Туризм в Башкирии» — значит, начинаем двигаться в этом направлении? Или топчемся? Ой, а какой сюрприз нас ждёт? :-D

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *