Екатерина Титова

Сплав по реке Ай: мир, отдых, май!

Приветствую, уважаемые читатели!

Повезло нам, россиянам, с праздничными днями в мае! Эти пять-семь выходных дней в начале мая, когда природа расцветает и предстаёт во всей своей красе, являются лучшим подарком жителям России, измученным хмурыми межсезонными пейзажами. Кто-то отправляется на майские праздники за границу. Кто-то будет открывать дачный сезон. А можно использовать эти выходные дни, чтобы «вписаться» в такое захватывающее мероприятие, как сплавы по реке. Этим мы и занимались в прошедшие майские праздники.

Я, если честно, в походах и сплавах практически особо не участвовала. Но, следуя последним тенденциям туризма — отдыхать в России, решила приобщаться к такому виду отдыха. Так, зимой я оказалась у подножия горы Иремель, но, увы, так и не поднялась на её вершину (почему — читайте подробнее >>здесь<<). Зато в этой поездке я познакомилась с интересным человеком -Тимуром Насыровым, увлеченным туризмом и любящим природу Южного Урала. Пообщались, обменялись координатами, договорились ещё встретиться на подобном мероприятии.

И вот, в конце апреля, получаю от него приглашение поучаствовать в сплаве по реке Ай, который он организует на майские праздники. Я с радостью согласилась, потому что три выходных дня на природе при тёплой и солнечной погоде — лучше и не придумаешь сценария на майские праздники!

Сплав по реке Ай:  наш выбор на майские праздники

Выдвинулись 1 мая после обеда. Федеральная трасса М5 по весне всегда оставляет желать лучшего: там яма, здесь выбоина…Не обошлось без «сюрпризов» и на этот раз: после Аши всё движение просто встало. Автомобильная пробка тянулась далеко за горизонт…Через полтора часа, за которые мы проехали едва ли больше 10 км, мы увидели причину этого: очень плохой участок дороги, на котором скорость приходилось гасить до нуля, чтобы не «убить» машину. Надо сказать, что похоже кто-то получил за это «по шапке», потому что через 3 дня на этом месте виднелись свежие заплаты, и прежней пробки на дороге не было.

К городу Сатка мы подъезжали уже в темноте. Именно здесь нас встречали, чтобы показать дорогу до базы отдыха, где нам предстояло ночевать две ночи. От Сатки до неё ещё около 30 км. Ориентир — село Алексеевка. Так что мы приехали на базу уже в одиннадцать вечера и были изрядно уставшими после 6 часов дороги. Сергей, хозяин базы, показал нам дом, где будем жить. watermarked - База Сергея

К нашей радости, условия размещения оказались очень комфортными: красивый современный 2-х этажный дом, со всеми удобствами, отдельная комната с новыми кроватями (вообще, всё в доме — абсолютно новое, т.к. он был построен всего лишь в прошлом сезоне). А ещё больше порадовал ожидавший нас простой, но вкусный ужин: овощной салат, гречка с мясом, чай с пирогами. Познакомившись с другими участниками (трое девушек и семеро ребят) сплава за чаем, мы поняли, что компания собралась интересная и весёлая.

Сплав по Аю: день первый. Много солнца в холодной воде

Утром нас уже ждал вкусный завтрак (вот что для меня действительно отдых — так это когда не нужно беспокоиться о питании; я потому, наверно, и не была заядлой туристкой, что необходимость готовить пищу на костре а потом отмывать в холодной воде жирную посуду не вызывала у меня дикого энтузиазма). С собой нас попросили взять что-то для лёгкого перекуса и одежду, которую будет не жалко испачкать — предстоял спуск в пещеру.

В 10 часов наша группа вместе с 2-мя гидами выдвинулась по направлению к реке. Надо сказать, что ночью, когда мы приехали на базу, мы в темноте не поняли, в каком красивом месте она стоит. А оказалось, что стоит пройти метров 200, и ты выходишь на берег реки. На очень крутой берег реки, надо сказать! С которого открывается потрясающий вид на окрестности.watermarked - Река Ай

Полюбовавшись ими, мы двинулись дальше. И через полчаса мы стояли у входа в Кургазакскую пещеру. Первый зал был довольно большим, а вот дальше я не решилась ползти — спускаться по ледяному насту в узкий лаз  не было желания, да и люди, которые вылезали оттуда, были довольно сильно перепачканы грязью. В общем-то, те кто полез, остались довольны. Красиво там, сказали они. Я им поверила на слово.watermarked - Кургазакская пещера

После холодного сумрака пещеры, где ледяные сталактиты и сталагмиты и не думали таять, прогретый солнцем сосновый лес показался просто раем на земле. По тропинке мы спустились к реке и наконец начался собственно сплав по реке Ай.

Река Ай, безусловно, одна из самых красивых рек Урала. В переводе с башкирского ее название означает «Луна» или «Лунная река». Течет она по территории Челябинской области и Башкортостана. Длина реки – 549 километров. На ней множество живописных скал, много пещер, в чём у нас была возможность лично убедиться. Но обо всём по порядку.watermarked - Наччло сплава

Погрузившись на катамараны, по семеро человек на каждом, мы отчалили. Тот, кто был на сплаве, знает, как умиротворяюще действует эта процедура на нервную систему. Под тихий плеск волн ты скользишь по реке, изучая проплывающие мимо берега —  отвесные скалы с цепляющимися за них редкими деревцами; лесные чащи с доносящимся из них пением неизвестных птиц; уютные поляны и туристические стоянки, где уже расположились другие «сплавщики».

А над всем этим раскинулось бесконечно высокое и нестерпимо голубое небо, в котором парили птицы. И каждому из нас казалось, что этот мир создан исключительно для него — так легко и весело было на душе от этой первозданной красоты. Так далеко отодвинулась вся цивилизация с её суетой и неумение неторопливо созерцать, прислушиваться к себе, ловить неуловимое…

Наша первая остановка была на Больших Притёсах — одной из самых известных и популярных достопримечательностей реки Ай.  Это высокая и протяженная скальная стена, высотой до 100 метров.watermarked - Большие притёсы

Большие Притёсы – визитная карточка реки Ай. Они впечатляют своими масштабами и красотой. Притесами в этих краях называют вертикально обрывающиеся к реке скалы. Слово произошло от «тесать», «утес». А татары и башкиры называют эти скалы иначе — Сыбар-Кая, что значит «пестрая скала». И это действительно так. Какие только оттенки не имеет скальная стена Больших Притесов, в том числе благодаря лишайникам.

Большие Притёсы совершенно отвесны. Лишь в одном месте (и то не без труда) можно подняться наверх. Что мы и сделали во время нашей стоянки. Карабкаясь вверх по расщелине в скале, можно представить себя отважным альпинистом, совершающим восхождение. А наградой за усилия станет великолепная панорама, открывающаяся с вершины утёса. Но некоторые забираются сюда не ради красивого вида — любители экстрима обустроили здесь «тарзанку», протянув два троса с верха скалы на противоположный берег. Насмотревшись на окрестности со скалы, мы отправились обратно вниз, к речке.

Как всегда, спускаться оказалось труднее, чем подниматься. Зато внизу, оглянувшись наверх, мы с гордостью сказали себе — МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО! После короткого перекуса все были готовы плыть дальше. Фото на память — и мы вновь грузимся на катамараны.watermarked - Большие притёсы 3

Через пару часов мы приплываем в конечную точку первой части нашего маршрута. Время пролетело незаметно. Многие выражают желание плыть ещё, дальше. Но упоминание о вкусном ужине и бане придают всем ускорение. Мы грузимся в ожидающую нас «газель», а катамараны грузят на прицеп. Едем на базу.

Приезжаем буквально за полчаса! Надо же — 5 часов плыли по реке, а оказались всего в двух десятках километров от места посадки на катамараны. Вот такие они, сплавы по рекам — не верь глазам своим!

На ужин у нас рагу, винегрет и чай-кофе с печеньем. Кое-кто употребляет и покрепче. НА сплавах это в общем-то не возбраняется. Главное — не злоупотреблять и оставаться на плаву, как говорится.

После ужина успеваем сходить в ещё одно потрясающее место, которое находится рядом, практически  в 200 метрах от домика. Это ущелье, которое называется Алексеевский лог или Сухие водопады. Оно представляет собой русло высохшей реки в виде гигантской лестницы из камня, где перепад высот составляет 3-8 метров. Когда весной воды много, то здесь каскадом льются водопады. В отсутствие воды эти камни, поросшие мхом, выглядят, как естественная природная лестница с многочисленными ступенями высотой от 15 до 50 см.watermarked - Сухие водопады

Бродя по этим «ступенькам» в  вечерних сумерках, мы испытывали полный восторг. Было ощущение, что мы попали в какое-то сказочное место или в декорации к фильму о сокровищах  древних цивилизаций. В общем, зависли в этом ущелье надолго. Храм природы — такое название пришло мне на ум, когда мы покидали Сухие водопады.

Остаток вечера тоже прошёл нескучно. К нашим услугам была баня. Деревенская, жаркая. А меня порадовало простое человеческое общение. Наша компания решила сыграть в «Мафию».  Играем, общаемся, хохочем до слёз! Всё-таки на таких мероприятиях лишних, «не тех» людей не бывает: все ребята очень открытые и общительные, у каждого какой-то талант. Николай классно играет на гитаре, Тимур хорошо фотографирует, Алексей юморит, а Вадим — талантливо организует нас на различные игры и приколы.

Расходимся далеко за полночь. К нашей радости, Тимур не стал мучить нас ранними подъёмами на этом сплаве — подъём у нас намечен на 9 утра, завтрак на полдесятого. Выезд на точку в 11 часов.

День второй. Что положим в 3-х литровую банку?

Просыпаемся от звука мотора летящего самолёта. Это Сергей выгуливает свою «ласточку» — двухместный самолёт «Птенец-2». Он стоит в ангаре, расположенном позади домика. Там же,  в ангаре, мы видим и снегоходы и квадроциклы! И на всём этом можно покататься, приехав на отдых на базу. Кто из ребят встал пораньше — тот успел полетать вместе с Сергеем и заснять неповторимое видео — река Ай с высоты птичьего полёта!

Завтракаем в отличном настроении — погода опять радует нас солнцем и теплом. Грузимся в «газель». Приезжаем туда же, откуда нас вчера и забрали. Наши катамараны уже ждут нас у воды. Занимаем свои места и отправляемся вниз по течению. Великолепные пейзажи сменяются один за другим. На этот раз Николай взял с собой гитару. Поэтому сегодня наш катамаран плывёт под песни Шевчука и Цоя.

Проплыв какое-то время ( какое — сказать трудно, никто из нас за временем давно не следит), опять причаливаем  к берегу. Нас опять ждут пещеры! Петляя между соснами, тропинка забирается всё выше в гору. Через полчаса-минут сорок мы добираемся до первой пещеры, которая может похвастаться панорамой неба благодаря большому проёму в своде пещеры.

Ползём ещё выше в гору. Выходим на смотровую площадку. Казалось бы, за два дня пора уже привыкнуть к красоте видов, открывающихся здесь с любого утёса. Но мы как дети — опять бесконечно долго фотографируемся и выражаем свои восторги. А где-то там, внизу, плывут по реке такие же счастливые «сплавщики» и машут нам руками. А мы машем им… Мир, отдых, май!watermarked - Вторая смотровая

Спускаемся со смотровой площадки и вновь углубляемся в лес по тропе. Внезапно тропа практически обрывается у входа пещеры с таким низким сводом, что нужно нагнуться чтобы в неё войти. Нам туда, говорит гид. Я смотрю, как  проход в конце пещеры превращается в узкий лаз, где можно только ползти по-пластунски, и пытаюсь понять — мне  действительно жалко пачкать джинсы и футболку или я просто трушу и не хочу туда лезть?

В конце концов понимаю, что или мне придётся идти обратно и лезть на тот утёс, или  — вперёд с песней! В общем, выбираю второе. Из узкого лаза веет холодом, свет фонарика борется со мраком…Мне кажется, что я ползу в никуда. Но на самом деле через несколько метров вижу солнечный свет, а моё лицо озаряет вспышка фотокамеры — улыбайся, тебя фотографируют!watermarked - Вторая пещера

По ту сторону скалы тропинка продолжается. Солнце жарит уже во всю силу. После пещерного сумрака его лучи особенно радуют меня. Мы возвращаемся к катамаранам, и по пути встречаем ещё очень много желающих попасть в пещерные катакомбы. Да уж, не зарастёт народная тропа к этим скалам!

Плывём дальше, попутно опустошая сумки с провизией — после ползания по горам и пещерам аппетит проснулся нешуточный! После еды начинает клонить в сон. Поступает предложение поиграть в какую-нибудь игру со словами. Решено: называем по очереди слова предметы на букву «С», которые можно положить в 3-х литровую банку. Итак, начинаем с соли, сливы, спичек и салата, а заканчиваем  … ой, не буду говорить, что мы там на букву «С» умудряемся под конец положить в эту самую банку! Словарь Ожегова отдыхает!

Занятые этой игрой, доплываем до еще одной достопримечательности реки Ай — гейзеру. Этот гейзер или фонтан – совместное творение природы и человека . Он находится в 4,5 км от села Лаклы против течения реки Ай, на ее правом берегу. Бьющий из-под земли вверх на 3 метра поток воды великолепен в любое время года: во время летнего зноя фонтан дает живительную прохладу, утоляет жажду, а зимой сооружает изо льда причудливые лазурные скульптуры. Поэтому неудивительно, что источник стал своеобразным местом паломничества людей.

Делаем и мы фото с фонтаном на память. Это наша предпоследняя стоянка на маршруте, объявляет гид. Следующая остановка — конечный пункт маршрута. Всем становится немного грустно от того, что скоро наш замечательный сплав по реке Ай подойдёт к концу

На последнем отрезке пути решаем выяснить — кто у нас в компании кто. То есть кто мы по специальности, по национальности и т.п. И выясняется, как это обычно и бывает, что кого только среди нас нет! Есть филологи, есть программисты, есть психологи, технологи, музыканты и юристы… Но самое главное, что нам было здорово друг с другом в этом времени, месте и состоянии!

Ребята, огромное вам всем спасибо за ваш вклад в наш сплав по реке Ай!

И, надеюсь, до новых встреч!

P.S. Ещё одно видео с этого сплава… Поностальгировать)))

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментариев 6

Марина:

Здравствуйте! Не подскажете,какой турклуб или фирма водят по реке Ай на 10 дней на байдарках? хотелось бы пойти в этом году

Екатерина:

Не подскажу, к сожалению.

Жека:

От это по нашему! Сплавы форэве!!!

Hosting:

Тур рассчитан на молодежный и семейный отдых и не требует специальной подготовки. Допускаются дети с 5 лет в сопровождении родителей. Без родителей – с 14 лет.

Цвета:

Это просто замечательная река — АЙ! по-моему, самая лучшая из тех, по которым я сплавлялась на Урале (вернее, в Башкирии).
    Мы ходили в недельный поход по этой реке несколько лет назад, летом и с детьми. Очень понравилось!
    Все-таки весна больше подходит для экстремалов. Там свои прелести.
    Жаль, что в комментариях нет возможности добавлять свои фотографии.

Дмитрий:

Здорово время провели. Хочется побольше фотографий увидеть.