Екатерина Титова

Ситуация с «Трансаэро»: авиакомпания — банкрот, туристы — в шоке.

Читая сводки новостей об авикомпании «Трансаэро», я, как и многие другие туристы, невольно задаюсь вопросом: почему крупнейшая российская авиакомпания оказалась банкротом? Ведь по международным рейтингам эта  компания  единственная из России входила в двадцатку самых безопасных перевозчиков мира — ни одной катастрофы, то есть ни одного погибшего пассажира за 20 с лишним лет полетов!  По объему перевозок она — вторая в России после группы «Аэрофлот», как на внутренних, так и на международных линиях. А на многих направлениях авиакомпания «Трансаэро» была основным поставщиком авиауслуг для туроператоров, предлагая при этом более-менее  демократичные цены.

Что же произошло? Какова сейчас ситуация с «ТРАНСАЭРО»?

Причины банкротства «Трансаэро».

Многие эксперты полагают, что авиакомпания «Трансаэро» слишком быстро росла. И не просто росла, пытаясь угнаться за растущим спросом, а росла с опережением. Для этого надо было привлекать много кредитных ресурсов, приобретать много техники, то есть развиваться достаточно быстро. И таким вот компаниям, которые до экономического кризиса набрали много долгов, сейчас сложнее всего. Долги есть, а спроса и рынка, на которые они рассчитывали — нет.

Говорят, в бизнесе всегда надо действовать быстро и решительно. Если повышается спрос, то нужно увеличивать и предложение. ДО кризиса пассажиропоток рос в среднем на 15% в год. И чтобы его обслужить, надо активами обзавестись заранее: обучить персонал, подготовить технических специалистов, авиапарк приобрести, обкатать новые маршруты. То есть идут инвестиции в будущее время. Но произошли события, на которые в «Трансаэро» никак не могли повлиять — общий экономический кризис. Все в курсе, что спрос на авиаперевозки падает. Так на некоторых направлениях , и в первую очередь  — дальнемагистральных  (Куба, Мексика, Доминикана) — спрос упал на 70%! И понятно, что в этих условиях авиакомпания не в состоянии обслуживать те обязательства, которые они на себя брала: по сведениям из СМИ, «Трансаэро» задолжала финансовым организациям 67 млрд рублей.

Чего ждать (или не ждать) туристам?

Итак, что на сегодня известно: перевозки пассажиров авиакомпанией «Трансаэро» по России и по рейсам за границу прекратятся с 00 часов 00 минут 15 декабря. Если билет куплен на более позднюю дату, пассажиру будут возмещены денежные средства в полном объеме. При этом перевозки из-за границы в Россию будут выполняться, пока все пассажиры не вернутся в Россию. Что касается билетов, приобретенных в составе турпакета, то их возврат будет осуществляться через туроператоров.

В самой сложной ситуации оказались клиенты компании «Библио Глобус», продавший около 200 тысяч туров с вылетом самолетами «Трансаэро».  Долгое время такой хороший бизнес-альянс этих двух компаний создавал для туристов вполне очевидные плюсы: цены на такие популярные направления, как Таиланд или Куба, у туроператора «Библио-Глобус» были дешевле , чем у конкурентов. Регистрацию даже на чартерный рейс можно было пройти заранее, в он-лайне. Самолёты были всегда очень хорошие, с нормальным питанием и сервисом.

И как надежный партнёр, «Библио Глобус» уже заплатил своему постоянному авиаперевозчику 4,5 млрд руб. за предстоящие рейсы. Как быть тем туристам, чьи путёвки привязаны к рейсам «Трансаэро»? На данный момент известно, что в октябре 2015г. все туристы с билетами «Трансаэро» улетят: до 25 октября клиенты «Библио Глобуса» будут обеспечены перевозкой.

По поводу того, что будет происходить после 25 октября, туроператор «Библио Глобус» опубликовал разъяснения по поводу оплаченных туров с вылетами на «Трансаэро». Судя по сообщению на сайте, в первую очередь туристам предложат пересадку на рейсы других перевозчиков. Что это за рейсы пока не разъясняется, очевидно, что на эту тему ведутся переговоры. В случае, если пересадка невозможна, компания обещает «возврат денежных средств без удержания фактических затрат со стороны ООО «Библио-Глобус Оператор».

Трансаэро за стеклом

Ситуация с «Трансаэро» доставляет головную боль сотням тысяч туристов…

Но всё хорошо в теории. А вот на практике…

Вчера, 7 октября, в столичном аэропорту «Внуково» случилась самая настоящая давка. Сотни пассажиров провели в воздушной гавани порядка 12 часов из-за отмены рейсов авиакомпании «Трансаэро» Москва — Шарм-эль-Шейх.

На завтра — 9 октября 2015г. — будут отменены ещё 62 рейса авиакомпани Трансаэро, сообщил авиаперевозчик на своей официальной странице в Facebook.

Что быть в курсе,  как будут развиваться ситуация с пассажирами «Трансаэро» в дальнейшем, внесите свою электронку в форму ниже:

Введите ваш email:

К тому же, у некоторых туристов уже возникли трудности с возвратом денег за билеты на отмененные рейсы, особенно если они куплены через агентства. Что в общем неудивительно: агентства сейчас должны вернуть клиентам деньги, но когда они сами получат возврат этих денег от «Трансаэро» — неизвестно. То есть сейчас агенства должны изыскать эти средства из собственных бюджетов. Что в условиях тотального падения продаж сделать очень  и очень непросто. А лезть в кредиты, рассчитываясь за чужие просчёты в бизнесе, тоже не вариант…

Порядок возврата билетов, купленных через сайт «Трансаэро», вроде бы выглядит просто — нужно направить заявление с данными на адрес электронной почты компании. Но деньги клиенты увидят не скоро. «В связи с огромным количеством обращений срок рассмотрения каждой заявки увеличен,— признаются в «Трансаэро».— Пассажиры получат уведомление о принятии заявки на возврат к рассмотрению в течение пяти рабочих дней после ее подачи. Срок возврата денег — 30 банковских дней». В центре сервисного обслуживания клиентов компании также серьезные задержки: специалисты отвечают на запросы через два дня, среднее время ожидания на горячей линии — час-полтора.

Про дешёвый Таиланд можно забыть..

Итак, давайте попробуем представить, каким будет предстоящий туристический сезон без «Трансаэро».

Многих туристов и турагентов прежде всего волнует, какими будут цены на Таиланд, Вьетнам, Гоа.

Ведь многие уже начали бронировать Новый год. В осенне-зимний период  массовые азиатские направления всегда были если не «золотой жилой» сезона, то уж точно надежной опорой для турагентов, благодаря большому объему перевозки и сравнительно дешевой «наземке». Но сейчас, когда «Трансаэро» выходит из игры, возникает много вопросов о расстановке сил на этих направлениях.

Долю «Трансаэро» могли бы занять авиакомпании туроператоров Anex Tour и Pegas Touristik с их дальнемагистральными бортами. Но в существующей ситуации наращивать объемы компании не планируют. Потому что на многих «зимних» направлениях наблюдается падение спроса. По итогам полугодия почти в два раза упал турпоток в Таиланд, на 44% — в Индию, на 43% — в Китай. На этом фоне полеты в Москву прекратили ряд азиатских перевозчиков: Thai Aiways, Cathay Pacific, SriLankan Airways.

Так что, и это уже очевидно, с уходом «Трансаэро» закончится эпоха профицита перевозки и низких цен. В Москве, где у перевозчика были наиболее сильные позиции, можно ожидать существенного повышения цен. И хотя регионов это коснется в меньшей степени, так как там немного другие игроки на туристическом рынке,  про дешевый Таиланд всем можно забыть… Проблема в том, что в турах на дальнемагистральных направлениях наземное обслуживание составляет лишь 20-30% стоимости, в т.ч. размещение — около 15%. Поэтому даже двукратное снижение прайсов от отельеров, предпринятое ими для привлечения российских туристов, даст едва заметный эффект.

Кроме того туроператоры и авиакомпании будут ужесточать условия работы — появится больше контрактов по предоплате, возрастет роль регулярной авиаперевозки. Поэтому турагентствам стоит ориентировать туристов на раннее бронирование, так как тарифов last minute станет меньше.

Читайте также...

1 комментарий

    Борис Пахомов:

    Ожидаемое банкротство «Трансаэро» закономерно вызвало нервозность на туристическом рынке. Туристы с билетами прогоревшей авиакомпании на руках атакуют агентства, агентства — туроператоров, эксперты рынка призывают не паниковать и не принимать спонтанных решений. Пока что есть основания предполагать, что ситуация разрешится относительно безболезненно для турбизнеса и его клиентов.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *