Екатерина Титова

Военно-Грузинская дорога: больше, чем просто трасса

Если вы поедете в Грузию из России на своей машине, то вам не миновать проезда по Военно-Грузинской дороге, потому что это единственный способ проехать в  Грузию легально — через Верхний Ларс. Почему — читайте в этой статье: Грузия: как доехать и чего ждать от посещения

Не пугайтесь названия: сейчас это просто дань истории. На самом деле вас ждёт увлекательное путешествие по одной из самых красивых трасс не только во всём бывшем СССР, но и пожалуй во всей Европе.

Но, кроме того, что эта дорога сама по себе может стать увлекательным путешествием, на ней есть целый ряд достопримечательностей. Чтобы увидеть их, вам даже не придётся сворачивать с трассы.

Из Тбилиси даже есть целенаправленные экскурсии, предлагающие туристам проехать по этой дороге. Например, такая — Путешествие по Военно-Грузинской дороге: история древнего торгового пути и головокружительные виды.

Так что читайте и готовьтесь к одной из самых потрясающих поездок в вашей жизни.

Военно-Грузинская дорога: история строительства, достопримечательности, фото

vgd-3

Военно-Грузинская дорога — это не просто трасса, соединяющая Россию с Грузией, ведущая из Владикавказа в Тбилиси, через горный Кавказский хребет. Этот участок дороги длинною в 208 км, который на карте выглядит просто как умеренный серпантин, — настоящий must see маршрут, уже очень давно ставший популярным у туристов. Потому как позволяет за один день увидеть озера, крепости, храмы и умопомрачительные горные пейзажи.

vgd-4

Вон тот «горох», рассыпанный по горному плато — это вообще-то стога сена…

Как и когда построили эту дорогу

Дорога проходит по древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье, и её описание имеется ещё у древних греков. После того, как была основана осетино-русская крепость Владикавказ, движение по этой дороге стало наращивать обороты. Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году. Но путь по ней в те времена был тем ещё квестом! Так, посланный в Грузию отряд русской армии под командованием генерала Лазарева прибыл в Тифлис лишь через 36 дней.

Современное название — Военно-Грузинская — закрепилось за дорогой после начала её реконструкции русским военным ведомством. Потому что сразу после присоединения Грузии к России (1801) начались работы по улучшению этой дороги. Ведь она в то время была единственной транспортной связью двух государств. В 1811 году дорога перешла под надзор Управления путей сообщения России, и был проведён колоссальный объём работ: срезаны откосы, построены карнизы,  мосты,  возведены плотины и дамбы, для предотвращения обвалов возведены подпорные стены и т. д.

most-vgd

А главное — на дороге были устроены 11 станций: Балта, Ларс, Казбек, Коби, Гудаури, Млеты, Пасанаури, Ананур, Душет, Цилкани, Мцхета, и наконец  — Тифлис (Тбилиси). На всех станциях имелись помещения для бесплатного ночлега. Вон как в Российской империи заботились о путниках!

Военно-Грузинская дорога: состояние сегодня

Для начала, нужно быть готовым к тому, что большая часть пути проходит по петляющему горному серпантину. Знаю по личному опыту, что многие водители не любят, да и просто не умеют ездить по серпантину: тормозят уже в самом повороте, едут на тормозах весь спуск… Поэтому для некоторых обитателей средне-российской равнины этот маршрут может стать проверкой водительского мастерства. Помимо сложностей рельефа, по трассе ходят животные: стада баранов, собаки, коровы.

vgd-1

Перед поездкой мы внимательно почитали отзывы о состоянии дороги. Убедившись, что дорога на всё протяжении заасфальтирована и не вызывает вопросов, успокоились.

В некоторых отзывах нам попалась информация, что зимой трассу частенько перекрывают из-за лавин, оползней, аварий. Поэтому перед поездкой  в зимние  месяцы все советуют проверять в интернете, открыта ли дорога. Но мы собирались в Грузию во второй половине сентября, и потому к нам это никак не относилось

Единственная мера, которая не будет лишней — заправить полный бак бензина ещё во Владикавказе. Во-первых, в Грузии бензин ощутимо дороже, чем в России. Во-вторых, заправок на Военно-Грузинской дороге немного, если не сказать «очень мало».

Vgd-obratno

Сколько времени потребуется на прохождение этой дороги? Тут у меня ответа нет. Если рассуждать логически — то что такое 200 км дороги для современного автомобиля? Навигатор нам показывал 3,5 часа. И наверное это так. Но на самом деле, скорость передвижения по этой дороге зависит от того, что вы захотите увидеть и насколько глубоко готовы погрузиться в природу и атмосферу здешних мест. Читайте эту статью дальше и тогда примерно прикинете время, которое стоит отвести на маршрут.

Достопримечательности Военно-Грузинской дороги

vgd-2

Итак, что вас ожидает в поездке по Военно-Грузинской дороге?

Я буду рассказывать о достопримечательностях в той последовательности, в которой мы их проезжали.

Степанацминда (Казбеги)

Этот посёлок, некогда затерянный в горах, сейчас стал настоящей меккой для всех туристов, которые едут по Военно-Грузинской дороге. Это произошло благодаря двум факторам: шикарному виду на гору Казбек и красивой Гергетской церкви.

Желательно, чтобы при посещении этого места была хорошая погода — чтобы был виден Казбек. Гора Казбек высотой 5033 м —  одна из высочайших вершин Кавказа, а церковь находится у её подножия.

Нам не повезло: погода была облачной, и горы было не видно, и даже церковь периодически пропадала в облаках…

gergeti

Поэтому подниматься к церкви мы пока не стали. А в хорошую погоду сделать это обязательно стоит: и вид на Казбек отличный, и на посёлок панорама шикарная открывается. К церкви можно подъехать как на внедорожнике — они дежурят у подножия и наперебой предлагают свои услуги, так и подняться пешком. На наше резонное замечание, что мы и сами вроде как на внедорожнике и нам их услуги не нужны, нам живо возразили, что у нас так-то паркетник, а там прямо реально нужен внедорожник: подъём крутой, колея…

Короче, почесав репу, решили пока не насиловать нашу «ласточку» и оставить подъём к Гергетской церкви на обратный путь: может, погода будет лучше, видимость дальше, времени больше, и вообще надумаем пешочком в гору прогуляться…

Кроме этих мероприятий, больше в Степанацминде особо заняться нечем. Ах да, в ней есть ещё краеведческий музей. Но я нигде не нашла отзывы про него. И сами мы не любители музейных экспонатов. Так что от каких-то рекомендаций воздержусь. В общем,через 15 минут после въезда в Степанацминду мы уже из неё выезжали.

На выезде из посёлка заметили вот такое сооружение на холме:

doroga_v_gruziy3

Это средневековые сигнально-сторожевые башни, и их вы не раз увидите на протяжении всей дороги.

Крестовый перевал и Арка дружбы народов

После Степанацминды дорога постепенно начинает набирать высоту. И достигает своей максимальной отметки над уровнем моря — почти 2400 метров — на Крестовом перtвале.

Сначала мы, увлечённые шикарными пейзажами за окном, не поняли — чего это мы так медленно ползём, машина будто «устала» и еле тянет… А потом включили альтиметр, и стало всё понятно — мы на перевале:

altimetr

Крестовый (Гудаурский) перевал — одна из природных достопримечательностей Грузии, высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта.

На обратном пути мы, кстати, именно здесь увидели первый снег этой осенью (при том, что в Тбилиси в это время температура была около +20 и шёл дождик):

gory-snezhok

А потому как ехали на летней резине, то сразу смекнули: затянули бы с возвращением из Грузии на неделю-другую — и могли бы попасть в снежный плен на этом перевале. Но пока мы об этом не знали и бодро катились дальше.

Через какое-то время впереди показались парящие в воздухе папарпланеристы и красивая смотровая площадка с аркой:

Arka

Это монумент в честь дружбы между российским и грузинским народом. Остановились сделать снимки и поузнавать цены на полёты.

VGD

Нам назвали цену в 5000 рублей за полёт — э о ровно в 2 раза дешевле, чем в Красной Поляне. Вот куда надо приезжать, ребята, чтобы полетать над горами!

Садимся в машину едем дальше — до горнолыжного курорта Гудаури уже рукой подать.

Гудаури

Если вы далеки от горнолыжной тематики, то возможно вам это место будет не слишком интересно. Но мне, горнолыжнице с многолетним стажем, объехавшей многие европейские курорты, переехавшей жить в Красную Поляну, поближе к горам… ( и т.д., и т.п.) Конечно, мне было интересно посмотреть это место!

Гудаури – это самый большой и современный горнолыжный курорт Грузии. Сейчас здесь есть 57 км отлично подготовленных трасс, хорошее внетрассовое катание, а также приятные цены на подъёмники и несколько вполне приличных отелей.

гудаури

По сравнению c Поляной, здесь пока нет такой развитой туристической инфраструктуры: мы  разглядели всего пару-тройку магазинов, пару прокатов, столько же кафешек… И какого-то центра курорта, где было бы приятно прогуляться, пройтись по магазинам и барам, в Гудаури мы не увидели. Только отдельно стоящие корпуса отелей и разрозненный частный сектор:

gudauri

И, в отличие от Красной Поляны, в Гудаури сейчас, в сентябре, было совсем малолюдно.

Пока мы гуляли и фотографировали местные горы, стало смеркаться. В этот момент нас посетила мысль — а не остаться ли здесь с ночёвкой? Ведь до Тбилиси ещё больше 150 км. А тут спокойно переночуем, проснёмся утречком, прогуляемся на канатке.

gudauri1

Но узнав цены на проживание в ближайшем отеле, засомневались: 100 лари (2500 рублей) за ночь, без завтрака, нам показалось дороговатым предложением для горнолыжного курорта в НЕсезон! В Красной Поляне сейчас за 1000 рублей можно в отеле переночевать, и рублей за 700-800 в апартаментах. Поискали на букинге другие варианты — все оказались в районе этого ценника.

К тому же выясняется, что канатные дороги в Гудаури сейчас, в конце сентября, не работают. И подняться завтра на гору мы не сможем. Так что заканчиваем осмотр Гудаури и отправляемся дальше.

serpantin-gudauri

После Гудаури дорожный серпантин уводит нас со склона горы в долину реки Арагви. Спуск довольно крутой: судя по альтиметру, мы спускаемся почти 1000 м.  А темнота накатывает всё стремительнее. А бесконечные повороты дороги не дают разогнаться быстрее 40 км/ч.

Примерно через полчаса стемнело окончательно. Ещё через полчаса мы пожалели, что не остались ночевать в Гудаури: убегающая из-под колёс, в свете фар, дорога — это единственное, что мы видели в кромешной темноте.

А между тем, там, в темноте, скрывались не менее красивые достопримечательности Военно-Грузинсокй дороги. Но разглядеть их мы смогли уже только на обратном пути, возвращаясь по этой же дороге в Россию.

Ананури

Проехать мимо этой крепости у вас не получится — она расположена прямо у дороги. И вокруг, как и полагается, полно торговых палаток с туристическими товарами.

Изначально эту крепость возвели как форпост, и когда-то она перекрывала дорогу. В её истории были довольно драматичные моменты, как впрочем и в истории любой другой крепости Ведь крепость — это всегда война. Это подвиги и предательства, это слёзы. И это история. История, которая так манит любопытных туристов. Я не буду пересказывать все связанные с Ананури легенды, если интересно, почитайте в интернете.

ananuri

Ну, а сейчас это просто тихое и умиротворенное место. В котором стоит сделать остановку, чтобы полюбоваться уцелевшими внутри храма фресками и сделать красивые кадры.

Freski

Даже сейчас, в сентябре, туристов здесь много. Просто боюсь представить, что творится в разгар сезона…

А ещё из Ананури открывается неплохой вид на Жинвальское водохранилище.

ananuri_vid

Которое является ещё одной достопримечательностью Военно-Грузинской дороги.

Жинвальское водохранилище

Это водохранилище на реке Арагви определённо заслуживает внимания. Виды радуют глаз, да и цвет воды просто удивительный:

Vodohranilishe

Обычно все туристы стараются его сфотографировать. И мы не стали исключением: дорога как раз проходит вдоль реки и подходит к Жинвальскому водохранилищу в нескольких местах. Есть несколько площадок, где можно припарковать машину и пофоткаться:

Vodohranilishe_george

Мимо ещё одной достопримечательности Грузии мы пронеслись, так и не поняв, что это было — склон горы, покрытый чем-то белым. Как потом прочитали, это место, где а поверхность выходят минеральные источники. И стекая вниз по склону, они образуют белый каменный «водопад», напоминающий турецкое Памуккале.

Ещё именно на Военно-Грузинской дороге, уже на подъезде к Тбилиси, расположилась знаменитая Мцхета — древняя столица Грузии. Но мы её посетили в другой день, и про неё я расскажу потом поподробнее.

А вообще, как вы поняли уже, на осмотр всех перечисленных достопримечательностей Военно-Грузинской дороги нужно отводить минимум пару дней. Потому что за день вы не успеете и подняться к Гергетской церкви, и в Гудаури прокатиться на канатке.  Так что в идеале, наверное, нужно всё-таки устраиваться на ночлег в Гудаури, как мы и планировали сделать, чтобы неспешно вдыхать чистый воздух, пропитываться красотой и энергетикой грузинских гор.

Vgd-gory

В общем, не торопитесь добраться сразу от границы до Тбилиси. Мы в тот вечер (точнее, уже ночер) приехали в Тбилиси такие уставшие, что на следующий день выползли из кровати только ближе к полудню. И даже мысль о том, что за дверью нашего номера нас ждёт один из самых красивых городов, не придавала нам бодрости.

Думаю, вы уже поняли, что в скоро я продолжу свой рассказ о Грузии  как раз статьёй про Тбилиси. Не пропустите наши новые статьи, подписавшись здесь:

Введите ваш email:

И до встречи на блоге!

Читайте также...

комментария 2

  1. Ольга:

    Снова порадовали фотографии. Классные!

    Ответить
  2. Лена Леер:

    Катя, ждём-ждём!!!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]