Екатерина Титова

Крым за 3 дня, день первый: из Судака в Балаклаву

Итак, я продолжаю свой рассказ про нашу первую поездку в Крым.

Как мы добрались до Судака из Сочи — читайте здесь: Крым глазами сочинцев: дорога, первые впечатления

Вообще, этот первый визит в Крым был очень спонтанным, и  у нас было не очень много времени на осмотр всех его достопримечательностей. А увидеть хотелось как и полагается,  — всё и сразу!

Глядя на карту Крыма, казалось, что в принципе все самые известные туристические места находится относительно недалеко. И тот факт, что мы будем ездить на машине, придавал уверенности — мы успеем увидеть многое.

Так что я лёгкой рукой накидала программу по Крыму на три дня. И в этой статье я расскажу, что из запланированного получилось увидеть, а что — увы, придётся навёрстывать в следующий раз.

Что можно успеть в Крыму за 3 дня: день первый

Вообще, наш маршрут первого дня изначально выглядел таким образом: Судак — Алушта — Гурзуф — Массандра — Ялта — Балаклава. В Балаклаве мы уже предварительно закинули бронь в отель для ночлега, наученные в Судаке тому, что надо искать варианты заранее, а не в глухой ночи.

Судак

Итак, утро началось с фото, выложенного в Инстаграм с надписью «…а из нашего окна крепость Генуэзская видна!»

Это был вид из номера отеля «Воробьиное гнездо». Поскольку заселились в отель мы в абсолютной темноте глубокой ночью, то сперва даже не поняли, как удачно он расположен. И только утром, отдёрнув шторы и выглянув в окно, я увидела прямо перед собой на холме одну из самых посещаемых достопримечательностей Крыма — Генуэзскую крепость.

Утро красило нежным светом древние стены крепости. Строгий вид её сторожевых башен был уравновешен абсолютно чистым голубым небом. Именно ради осмотра этой крепости я и наметила нашу первую ночёвку в Судаке.

Воробьиное гнездо

Дворик отеля «Воробьиное гнездо»

Но сначала нас ждал вкусный завтрак в гостинице — каша, блинчики с творогом, кофе/чай. Присев за один из столиков прямо на улице, мы наслаждались завтраком, тёплым утренним солнцем и запахом моря, которое виднелось совсем рядом, за соседними крышами. Надо же, как тепло в Крыму осенью, и не подумаешь, что на календаре середина ноября, подумала я. И показавшийся нам таким неприветливым вчера вечером Судак стал приобретать уже более приятные черты.

Генуэзская крепость

Генуэзская (Судакская, как её ещё называют) крепость — яркий памятник фортификационных сооружений, который очень хорошо сохранился до наших дней.

Ген.крепость

На паркинге у Генуэзской крепости.

Вообще, сам город Судак был основан ещё в 3 веке — в 212 г. н.э. В разных источниках можно встретить такие его названия как Сугдея, Сурож, Сугдак.  Развитие города связано с его выгодным географическим положением на побережье. С 6 века Восточный Крым входит в состав Византийской империи. А Судак становится важным портовым городом и крупным торговым центром Северного Причерноморья.  Именно поэтому его и стремятся все захватить: и монголы, и венецианцы. А в 1365 г. он переходит в руки генуэзцев, и начинается возведение крепостных стен, общественных зданий.

Пара минут езды от отеля — и мы уже на парковке перед крепостью. Парковка маленькая, на пару десятков машин, так что летом здесь пожалуй есть проблемы с тем, где припарковаться. Через массивные ворота попадаем на территорию крепости. Неспешно прогуливаемся вдоль крепостной стены.

Кроме нас, других туристов почти нет. Поэтому мои фото получаются просто шикарными:

Генуэзская крепость

Утро красит нежным светом стены древней крепости…

Пройдя влево от главного входа, вдоль стены по тропинке, выхожу на смотровую площадку. С неё открывается просто потрясающая панорама на всю судакскую бухту. Таким видом можно наслаждаться бесконечно!

Но  ступени уходят ещё куда-то вверх, и я просто обязана туда пойти! Ну, конечно, здесь вид ещё круче:

Панорама Судака

Панорама Судака из Генуэзской крепости. Умели раньше строить на века!

Попадая в такие места, пытаешься представить, как тогда,несколько столетий назад, здесь жили люди. Какими мечтами и заботами жили, какими делами они были заняты и было ли у них время любоваться этим прекрасным видом…

А у нас впереди ещё много интересных объектов, которые мы запланировали на этот день, так что мы нехотя спускаемся вниз и идём к машине.

Из Судака выехали в районе полудня. Машин на улицах города было немного. Как только закончились городские постройки, дорога стала совсем пустой. Причём, дорожное полотно было вполне хорошим, без ям и трещин,и можно было бы ехать быстро… Но красота пейзажей за окном автомобиля вынуждала меня останавливаться каждые 500 метров, чтобы сделать фото.

Крымские пейзажи2

Крымские пейзажи раскрашены осенью в золотые тона

Крымские пейзажи

Виноградники повсюду…

Бодро проехали через посёлок Весёлое. Повсюду виднелись ряды виноградников, пёстрые холмы уходили за горизонт. Перед посёлком Морское мы действительно выехали к морю, и поехали прямо по его кромке.

дорога в Алушту

Дорога в Алушту: редкий участок без серпантина!

Пустынные пляжи завораживали своей дикой прелестью (хотя летом то, возможно, здесь нужно приезжать рано утром, чтоб занять место получше…)

пляжи Крыма

Пляжи Крыма

Но через пару-тройку километров дорога ушла от моря в горы, и начался сумасшедший серпантин! Вскоре мы уже почувствовали головокружение от непрекращающихся поворотов и поворотиков. Вправо, влево, влево, вправо, вниз, наверх — на этой дороге не проезжаешь и пары сотен метров по прямой!

Даже остановка на обочине не принесла облегчения: к обеду поднялся ураганный ветер. Выйдя из машины, мы вынуждены были через две минуты спрятаться обратно — ветер просто сбивал с ног! Может, ещё и поэтому машину так сильно качало из стороны в сторону на поворотах.

К тому же неожиданно рано загорелась лампочка бензина — на такой дороге расход сразу же вырос. А до Алушты, судя по навигатору было ещё около 40 км. Дорожных указателей в этой части Крыма немного. Так что при поездке на автомобиле лучше иметь под рукой карту или навигатор.

Увидев первую же заправку (кажется, это было Солнечногорское), заправляем бак до полного. Кстати, о ценах на бензин: литр АИ-92 стоит в Крыму 38 рублей, АИ-95 — больше 40 рублей. Так что, разницу цен мы почувствовали.

Крым

Да, серпантин сожрал и бензин, и время. Мы стали явно выбиваться из графика. Так что пришлось корректировать планы.

В Алушту уже не заезжаем, летим по объездной. Жаль, конечно. Но за один раз всё равно не увидишь все красоты Крыма.

Дорога от Алушты уже более широкая, но и более загруженная машинами. Много указателей, в том числе — на крымские достопримечательности, в какую сторону и сколько километров ехать.

На повороте на Гурзуф останавливаемся на смотровой. Отсюда открывается открыточный вид на гору Аю-Даг. С этой горой связано много легенд, одна другой печальнее и романтичнее. И во всех них фигурируют медведи. И другое название этой горы — Медведь-гора, Присмотритесь повнимательнее — что вы видите?

гора в Крыму

Гора Аю-Даг — ещё один символ Крыма

Когда-то фото этой горы, очертания которой так напоминает силуэт лежащего головой к воде медведя, украшало всю стену в моей детской комнате — тогда были модными фотообои. Я засыпала, представляя себе, как там живу, у этой горы на берегу моря…  И когда сейчас я видела перед собой ожившую картинку из детства, во всей красе, то снова почувствовала себя той маленькой девочкой.

Кстати, о детстве. Именно рядом с горой Аю-Даг расположен знаменитый детский лагерь «Артек». Помню, как престижно было туда попасть в моём ещё пионерском детстве… И когда после присоединения  Крыма к России весной 2014г. показывали репортаж из Артека , было очень горько смотреть на его обветшалые корпуса, неухоженную территорию. Затем осенью того же 2014г. «Артек» полностью отремонтировали, и он вновь стал местом силы для ребят со всей страны.

Очень интересно было бы посмотреть на новый «Артек», но, попетляв по узким улочкам Гурзуфа, мы понимаем, что во-первых, неизвестно — пустят ли нас на территорию, а во-вторых — время утекает как сквозь пальцы, и мы рискуем не успеть засветло в те объекты, которые сегодня наметили. САм гурзуф тоже оставляем на следующий раз: сделав на память всего пару фото, выруливаем обратно на большую дорогу и движемся по направлению к Ялте.

Массандра

На подъезде к Ялте сворачиваем на указатель на Массандру. Это место знакомо каждому, кто знает толк в вине. Когда-то давно на месте, где находится сегодняшняя Массандра, располагалось греческое поселение. Затем греки покинули эти места, спасаясь от турецкого нашествия, и селение с греческим названием Марсинда стояло заброшенным вплоть до включения Крыма в состав тогда еще Российской империи. Наши предки переиначили сложное греческое слово и стали называть эту местность Массандрой.

Сегодня Массандра широко известна всем, приезжающим на отдых в Крым своими великолепными винами. Коллекция вин, хранящихся в подвалах Массандры, считается одной из самых крупных в мире. В дегустационном зале Массандры можно попробовать особо ценные марочные вина белый мускат «Ливадия», белый мускат «Красный камень» и многие другие.

вход массандр.дворец

Но сначала мы решаем осмотреть Массандровский дворец. Его история началась в XIX столетии, когда поселком владел граф Воронцов. Для его семьи в Верхней Массандре начали строительство летнего дома. Однако затем строение перешло к императору Александру III, для которого тут был сооружен прекрасный дворец в романтическом стиле.После смерти императора его сын Николай решил достроить дворец в память об отце.

При власти Советов Массандровский дворец в Крыму был закрытой государственной дачей для партийной элиты. И только в конце ХХ века прекрасные залы трехэтажного дворца открылись для экскурсий и обозрения. Чему несказанно рады туристы. Мы паркуемся на обочине узкой дорожки и идём к воротам.

Если бы мне завязали глаза, привезли в Массандровский дворец и сняли повязку, я бы сказала, что нахожусь где-нибудь в Европе, Чехии или Франции. Потому что там привычно видеть такие прекрасные замки, но никак не в России! Вот насколько моё сознание было «испорчено» за долгие годы отдыха заграницей.

массандровский дворец

Прогулка по парку, окружающему замок, доставляет огромное удовольствие. Если бы не сильные порывы ветра, меня было бы сложно утащить из этого райского уголка. В общем, всем рекомендую сюда заехать, если будете в Крыму.

А вот с дегустацией вин у нас не сложилось. Пока гуляли по парку, так и не решили — кто будет пить, а кто поедет за рулём дальше. Шутка. Просто время опять же летело неумолимо быстро. Решили купить пару бутылок в магазине и продегустировать вечером, уже в отеле. Хотя дегустация и сама экскурсия по винным подвалам, по словам местного экскурсовода, отменные! Наверное, уже ради этого мне стоит вернуться в Крым в  следующий раз.

А вот на въезде в Ялту мы плутанули и немного попетляли. Просто мы уже поняли, что не можем потратить много времени на Ялту и решили проехать её быстренько, всё бегом посмотреть и ехать дальше. Но видимо, Ялта была не согласна с таким обращением к себе и хотела задержать нас подольше. А мы всё никак не поддавались, и вместо того, чтобы поехать просто по наитию, уткнулись в навигатор, который повёл нас какими-то закоулками…

Проезжая второй раз по одному из переулков, поняли, что ездим по кругу, и стали выбираться из этого лабиринта улиц уже по указателям. В результате, прекрасный город Ялта остался где-то внизу, а мы опять выехали на большую дорогу(точнее — Южнобережное шоссе).

Красавицу Ялту мы посетили ровно через год, об этом подробнее здесь: Все дороги Крыма ведут в Ялту: почему здесь удобно отдыхать

Ласточкино гнездо

Теперь наш путь лежал в сторону Алупки. Но ближайшим пунктом назначения было знаменитое Ласточкино гнездо. Вот ради того, чтоб увидеть его до темноты, мы и пожертвовали Ялтой и дегустацией массандровских вин (до сих пор оправдываюсь, уж больно жаль было быть рядом, и проезжать мимо…) Указатели на него появились на шоссе уже через 15 минут после выезда из Ялты. Сворачиваем, спускаемся по серпантину, куча мелких дорог расходится в разные стороны, приходится останавливаться и спрашивать дорогу у прохожих.

— Так оно уже вон, рядом! А машину здесь ставьте, дальше не проедете, только пешком, там санаторий! — заверила нас женщина лет пятидесяти.

бухта

Да, где-то далеко внизу мы увидели знакомый силуэт. Но я усомнилась, что все туристы так далеко топают пешком. Подъезжаем к воротам санатория «Жемчужина»и обращаемся к охраннику:

— А как нам в Ласточкино гнезд попасть?

Всё оказалось просто: 200 рублей — и  нам любезно открыты ворота и даны подробные инструкции, какой дорожкой проехать к стоянке прямо рядом со скалой. Ура, мы сэкономили те самые драгоценные минут 15-20, которые бы потратили на спуск и за которые вечернее солнце бы успело уйти за гору (а хорошие фото для меня — это пунктик!)

Несколько ступеней наверх — и красота под названием Ласточкин гнездо прямо перед нами!

ластчкино гнездо

Ластчкино гнездо

Это удивительное место находится на кончике Аврориной скалы, буквально нависая над морем. Когда-то на краю этой отвесной скалы была ветхая деревянная дачка.

Жители поселка Гаспра, где соответственно, находится Ласточкино гнездо, были удивлены смелостью человека, который построил свою дачу в таком ненадежном месте. О первом владельце дома ныне практически ничего не известно, но поговаривают, что генерал был сильно ранен в русско-турецкой войне в 1877—1878 году. Сам же генерал очень любил Ласточкино гнездо и называл свою дачу «Замок любви», и это, кстати говоря, первое название Ласточкиного гнезда.

А сейчас мы созерцали перед собой уже миниатюрный белый замок, который был построен бароном Рудольфом фон Штенгелем незадолго до I мировой войны. Конечно, ему пришлось его продать — Россия начала 20 века была не лучшим местом для инвестиций в недвижимость. Потом там был ресторан купца Шелапутина, затем — государственная дача…

Но вся эта история уходит на второй план, когда ты стоишь на краю отвесной скалы и наблюдаешь закат солнца за гору у стен этого прекрасного замка. Романтика этого места непередаваема! Чувствуешь себя прекрасной принцессой, ждущей появления корабля прекрасного принца на горизонте:

Ялта

Где-то там за скалой Ялта…

И вот теперь, когда заветное Ласточкино гнездо было осмотрено и сфотографировано, я почувствовала, как дико проголодалась! Здесь же рядом обнаружилось небольшое кафе, где мы купили какую-то выпечку (самсу с мясом, кажется) и горячий чай. Что именно и почём  — не точно помню. Помню — было вкусно. Потому что впечатлений, полученных от Крыма за день, было уже столько, что мой мозг просто поставил галочку — еда получена, всё в порядке.

А мы уже прокладываем в навигаторе маршрут к следующему (и последнему в этот день) объекту осмотра  — Воронцовскому Дворцу. Есть надежда увидеть его до темноты. Благо, ехать совсем недалеко.

Алупкинский (Воронцовский) дворец

Воронцовский дворец — уникальный объект архитектуры. Дворец принадлежал бывшему генерал-губернатору Новороссийского края графу М.С.Воронцову. Вот был у человека вкус и чувство прекрасного, потому что мы уже смотрели сегодня Массандровский дворец, который также начинался строиться им, а теперь очередной его дворец — и опять восторг.

Воронцовский дворец

Необычного цвета и вида здание напоминает рыцарский замок. Основным строительным материалом служил местный диабаз, который по твердости в два раза превосходит гранит.

Жаль, что приехали мы поздновато, и попасть внутрь для осмотра обстановки дворца  уже не успели.

Зато успели в следующий раз, подробный отчёт здесьВоронцовский дворец и парк в Крыму: место с историей

А пока с удовольствием прогулялись по парковой территории дворцового комплекса. Это тоже своего рода памятник — образец садового-паркового искусства.

И это не просто слова. Это необычайно прекрасный парк с водопадами, гротами, озером, лужайками, аллеями, каменным лабиринтом и пр. Наверное, здесь можно гулять весь день. И каждый день. Благо, вход сюда бесплатный. И многие жители окрестных домов, похоже, так и делают: вот дама с собачкой неспешно гуляет по аллее, вон мальчишки играют в футбол на площадке из гравия, а  вот спортивного вида пара поспешила на вечернюю пробежку. И я им позавидовала — такой красотой, наверное, нельзя пресытиться никогда…

Воронцовский парк2

Воронцовский парк

Смеркалось. Мы сидели на скамейке и смотрели, как зажигаются первые звёзды на крымском небе.

Вид на горы из Воронцовского парка

Но ещё виднелся на фоне неба силуэт прекрасной горы Ай-Петри. Туда мы тоже добрались только годом позже.

Зачем и как можно подняться на Ай-Петри — читайте здесь: Гора Ай-Петри, Крым: достучаться до небес

Когда стемнело, мы поспешили к своей машине. До Балаклавы нам оставалось ещё часа полтора езды. Но мы уже не спешили — на осмотр Балаклавы и Севастополя мы отвели весь следующий день. Читайте отчёт здесь: Крым за 3 дня, день второй: достопримечательности Севастополя

Так что спокойно доехали, и даже успели прогуляться по набережной и поужинать в заведении «Избушка рыбака», которое, кстати, является, очень популярным  — почти все столики были заняты. Я прошлась по рыбке, муж предпочёл мясо. И то, и другое было вполне приличным. Плюс ненавязчивая живая музыка (пели парень с девушкой), уютная атмосфера — что ещё нужно после насыщенного событиями дня?

А нужно всего ничего — спокойный ночлег. В 9 вечера мы подъехали к выбранному заранее частному отелю «София» в Балаклаве (очень рекомендую!) и разместились на ночлег в уютной по-домашнему комнате. Хозяйка этой семейной гостиницы сделала нам ароматный чай, и это было самое то! За чаем мой муж разговорился с хозяйкой о жизни в Крыму ДО и ПОСЛЕ, ну, а я, выкладывая фото в Инстаграм, чувствовала, как мои глаза медленно закрываются.

Следующий наш день  в Крыму будет не менее интересным.

Подпишитесь на новые статьи с блога, чтобы узнавать о новых маршрутах по Крыму:

Введите ваш email:

Продолжение следует!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментариев 5

Елена:

Очень хорошо отдыхать в Крыму в сентябре. Туристов меньше, не так жарко, цены падают. Но тут тоже, как повезет с погодой. Год на год не приходится

Екатерина:

Елена, сентябрь на всём побережье Чёрного моря — бархатный сезон. И тем, кому жара не по нраву, это время идеально подходит для отдыха.

Invesroy:

Помню свой первый зимний вояж в Крым. Приезжала на новогодние праздники, и за несколько дней перед глазами пронеслись и зима, и лето, и осень, и весна.

Цвета:

НУ просто великолепные виды осенних крымских пейзажей! Большое спасибо Екатерине за интересную фотоэкскурсию.
    Одна только поправка: Медведь гора — это не другое название, а перевод с крымскотатарского АЮ-ДАГ.

Екатерина:

Светлана, да, но некоторые ученые склоняются к альтернативному переводу названия Аю-Даг. С тем, что слово «даг» означает «гора», никто не спорит. А вот в отношении первой части названия некоторые допускает перевод «святая» (по-гречески «айос»).