Екатерина Титова

Дорога в Красную Поляну: что скрывают новые тоннели?

Солнечное субботнее утро на Красной Поляне. Все дела ещё вчера переделаны. Можно заняться чем-нибудь интересным. А для меня самое интересное — это увидеть что-то новое, отправиться в дорогу в то место, где ни разу не была…

Ещё в прошлом году, насмотревшись старых фотографий с >>видами Красной Поляны<<, я загорелась желанием увидеть скальный участок старого краснополянского шоссе, которое в народе называли «Господи, пронеси!» Ведь недаром дали это название дороге люди, которые ездили по ней каждый день. Сейчас, проезжая в Красную Поляну по скоростной автомагистрали, построенной к зимней Олимпиаде в Сочи 2014г., ни за что не подумаешь, что всего 10 лет назад дорога сюда была не столь безопасной и комфортной…

Дорога в Красную Поляну: как это было ещё недавно…

На своём автомобиле из Адлера до Красной Поляны я доезжаю за 35 минут. Столько же времени идёт электропоезд «Ласточка» от ж/д вокзала Адлера до конечной станции «Роза Хутор». Из окна поезда старую дорогу вы точно не увидите. А вот если будете ехать на машине и сделаете остановку после второго тоннеля, в «кармане» перед въездом на новый вантовый мост, то сможете полюбоваться на участок старой дороги, который зажат между скалой и речкой Мзымта.

Вантовый мост

Дорога в Красную Поляну: современный вантовый мост

Когда я по этой дороге везу туристов на экскурсию ,показываю им этот участок старой дороги и говорю, что до 2005 г. именно по нему и добирались экскурсанты в Красную Поляну, они всегда в изумлении ахают — да как там вообще можно было ездить на машине или на автобусе? Это же тихий ужас… Ну, да, вот так и ездили, говорю. И долго ездили. Ведь осваивать эту местность начали сразу после окончания Кавказской войны.

Окончание войны произошло в 1864 году, в Красной Поляне. Именно здесь 2 июня был зачитан военный приказ о прекращении войны. Черкесские семьи, которые уцелели, были отправлены в Турцию. На Красной Поляне основали русское поселение и назвали его Романовском. Начало строительства Краснополянского шоссе связано с инициативой Гофмейстера Николая Савича Абаза, Председателя Высочайше учреждённой особой Комиссии для выработки проекта законоположений по устройству Черноморского побережья.

В октябре 1895 года он ходатайствует об ассигновании по смете Министерства Путей Сообщения на 1896 год суммы 200 000 рублей на устройство шоссейной дороги от Адлера, по направлению течения реки Мзымты до сел. Красной Поляны. При этом гофмейстер Абаза объяснил, что «упомянутая дорога, соединяя селения, лишённые ныне путей сообщения, с приморским пунктом, каковым является м. Адлер, предоставит жителям возможность сбыта своих произведений и, следовательно, должна служить средством к развитию сельского хозяйства и особенно плодоводства; кроме того, по всему направлению ея откроются значительные пространства свободной земли, совершенно годной для новых поселений, и, таким образом, пустынная ныне местность оживится». Далее, по удостоверению гофмейстера Абаза, «конечный пункт означенной дороги Красная Поляна принадлежит, по своим климатическим и почвенным условиям, к числу наиболее богато одарённых местностей побережья и обещает в будущем широкое развитие…»

Нет, вы только вдумайтесь — как прозорлив был царский чиновник! Как будто заглянул на 100 с лишним лет вперёд! Но не все чиновники того времени обладали такой дальновидностью, вот Министр финансов и не нашёл возможным отпустить означенную сумму по смете 1896 года…

Правда, в 1896 г. по ходатайству Н.С. Абаза было отпущено из государственного казначейства 30 000 рублей на производство изысканий в нагорной полосе побережья. Изыскания проводил инженер Василий Константинович Константинов, которого по некоторому недоразумению многие считают руководителем строительства Краснополянского шоссе. В действительности он был производителем работ (прораб – по-современному), а руководителем строительства был инженер Станислав Фомич Гофман.

Н.С. Абаза только в 1897 г. году смог настоять на необходимости строительства Краснополянского шоссе. Решением Государственного Совета от 27 марта 1897 г. за №107 в смету Министерства Путей Сообщения на 1897 год было включено на устройство дороги от местечка Адлер до сел. Красная Поляна – 100 000 рублей. Полная стоимость работ была тогда определена в 393 000 рублей, но в дальнейшем пришлось значительно превысить эту сумму.

Эта дорога немного решила проблему доступности будущего горнолыжного курорта.  Однако, в зимнее время дорогу заваливало снегом, и жители Поляны оказывались в изоляции. И к началу 20-го в. сегодняшний курорт Красная Поляна состоял лишь из одной улицы, небольшой церкви и нескольких лавок.

В советское время дорогу асфальтировали, но по сути она оставалась такой же узкой и опасной из-за постоянного схода лавин зимой и камнепадов летом. Поэтому в то время у  всех рейсовых автобусов, курсировавших между Адлером и Красной Поляной, на крыше были смонтированы металлические сетки — чтобы защитить от падавших сверху камней… Самый опасный участок, до открытия трёхкилометрового тоннеля ( в августе 2005 г.) проходил перед Кепшей — в народе его прозвали «Пронеси, Господи!», вдоль ущелья Ах–цу. Это сейчас, благодаря современным технологиям строительства, мы не подвергаемся опасности и спокойн катим в Поляну, наблюдая в окно автомобиля красивые эстакады и тоннели.

Но давайте посмотрим, что видел и чувствовал путешественник, пожелавший добраться до Красной Поляны, ещё каких-то лет 10-15 назад…

Старая краснополянская дорога: а вам слабо?

Отправляясь на прогулку по старой дороге, я на всякий случай предупредила  об этом пару человек — чтоб знали, где искать меня, если вдруг что… А такие мысли у меня, если честно, закрались в подсознание, когда я насмотрелась фото в интернете и начиталась рассказов предшественников. Но кто не рискует — тот не пьёт шампанского, правда? И вот, покидав в рюкзак фото- и видеотехнику, а также бутылку минералки, я села в машину и выехала в сторону Кепши. До неё от Поляны минут 20 езды. 

Кепшинский мост

Кепшинский мост.

Перед въездом в кепшинский тоннель, свернула с дороги и припарковала машину у здания с синей крышей. Сделав пару кадров —  вантовый мост, тоннель, шлагбаум, — я зашагала по старой дороге, которая шла как раз по берегу Мзымты. Откуда-то из-под моста мне навстречу вышел дядечка со значком какого-то ведомства (кажется, Минтранса) на груди и спросил, куда я направляюсь.

— На старую дорогу, пофотографировать, — отвечаю.

— И камни на голову половить? Вам что, жить не охота, красавица? — съязвил он.

— Ну, я понимаю, что это опасно. Но всё равно хочу, — говорю я.

— Ладно, дело Ваше…Только осторожнее там.. Посматривайте наверх, прислушивайтесь, — напутствует дядечка.

Обещаю быть предельно внимательной и осторожной. И огибая скалу, испытываю смешанные чувства — Господи, пронеси, как говорится… И я продолжаю свой путь по старой Краснополянской дороге.

вантовый мост на новой дороге

Заныриваю под вантовый мост на новой дороге…

Старое и новое шоссе

Старое и новое шоссе как небо и земля..

Боялась я не зря: дорога местами усыпана нехилыми булыжниками… Но для меня всё закончилось благополучно. А от чего больше дух захватывало — от страха попасть под камнепад или от красоты открывающихся видов — до сих пор не могу разобраться)))

Вот, смотрите сами:

Перешагивая через россыпи камней, упавших со скалы, я представляю, каково это было: едешь себе в машине и тут бах по крыше — такой вот «сюрприз» сверху прилетал…

следы амнепада

После камнепада движение на дороге становилось ещё медленнее…

Но и полюбоваться чем отважным туристам во время этой поездки было.

Например, вот такой барельеф погибшим красноармейцам:

Барельеф

Этот барельеф выглядит как новенький, в отличие от самой дороги

Или вот такой бюст упомянутому выше инженеру (прорабу) Константинову:

Бюст

Да и просто красотой местной природы:

тоннель 1

Вид на ущелье Ах-цу

Старая дорога

Старая дорога опасна, но красива…

Скала над старой дорогой

Скала нависает прямо над дорогой…

Старая дорога

От старой ЛЭП остались только висящие над обрывом опоры…

Сейчас, когда дорога уже 9 лет не эксплуатируется, и частично заросла и завалена камнями, прокатиться по ней можно лишь на велосипеде. Но лучше прогуляться пешком. Чтобы прочувствовать атмосферу места. Послушать шум реки, текущей по дну ущелья, и пенье птиц. Проникнуться красотой запустения… Хотя, насколько я знаю, недавно в сочинской администрации задумались над тем, чтобы восстановить этот скальный участок дороги и сделать его безопасным для туристов. Короче, собирать с туристов деньги ещё на одной достопримечательности.

А что, почему нет? Любопытный народ интересуется же. И, как и я, лезет на опасный участок, надеясь сделать вот такие потрясающие фото:

тоннель 3

Защитные сооружения от камнепадов

тоннель2

Ну, чем не Парк Гуэль?

Спустя полтора часа, выхожу уже на ту дорогу, которая была проложена в Красную Поляну к 2005 г., аккурат по ту сторону кепшинского тоннеля:

Новый тоннель

Кепшинский тоннель сделал поездки в Красную поляну безопасными

Цивилизация привычно встретила шумом проносящихся машин… И только кадры на моей фотокамере напоминают мне о той тишине на старой дороге, которая служит лучшим фоном к неспешной прогулке. Удивительно, как стремительно меняется мир вокруг нас. Сейчас даже те водители, которые ездили по этой самой «господи, пронеси!», уже вспоминают её как давний сон…

И пока этот участок старого краснополянского шоссе не «засижен» туристами, прогулка в это место не разочарует вас, поверьте: те полтора часа, которые я провела здесь, дали мне впечатлений больше, чем некоторые широко разрекламированные туристические объекты.

Так что, если вам любые дороги дороги, рюкзак за спину —  и вперёд!

Только тсс-сс-с… я вам ничего про эту дорогу не рассказывала, ладно?

Читайте также...

комментария 22

  1. Олег:

    Дорога действительно с нереальными видами и пейзажами , гулял там с женой и дочкой этим летом . А теперь представьте мои ощущения когда сегодня наткнулся на статью в инете о погибшем там на днях ребенке . Семья попала под камнепад , камень попал мальчику в голову и он упал в пропасть . Ужас . Всем удачи и здравомыслия…. Мальчику земля пухом …

    Ответить
  2. Серафима:

    Екатерина, добрый день! Как же хорошо вы пишите и фотографии — аж дух захватывает. А вы не порекомендуете кого-то, кто мог бы в конце октября показать на пару дней интересные места в Красной полянки сводить на эту дорогу. Мы с мужем прилетим в Сочи в октябре на три дня. Хотели в Красной поляне что-то посмотреть. Но не знаем, вдруг уже не сезон?

    Ответить
    • Екатерина:

      Серафима, теоретически и мы бы могли, да вот только в октябре нас временно не будет в Поляне. Октябрь разный бывает, конечно, но октябрь, как правило уже дождливый. И потому многие гиды на это время уезжают из Поляны. Но я вам на мейл отправила пару телефонов тех, кто вероятнее всего будет на месте.

      Ответить
  3. Павел:

    Первоначальные затраты на строительство автомобильно-железнодорожной трассы Адлер–Красная Поляна в расчетах 2006 года оценивались в 91 млрд рублей*****. Спустя три года, в 2009 году, — уже в 266,4 млрд рублей ($9 млрд 404 млн в ценах 2012 года)******. Рост — в 2,5 раза.

    То есть 1 км стоит почти в $200 млн. Цена одного погонного метра составляет $200 тыс., а одного квадратного метра дороги — около $10 тыс. За эти деньги, исходя из среднероссийской стоимости жилья $2 тыс. за 1 кв. м (данные Росстата), можно построить 4 млн 700 тыс. квадратных метров жилья и обеспечить жильем 235 тыс. человек (норма обеспечения жильем одного человека в России — 20 кв. м).

    Американская программа по доставке на Марс и эксплуатации марсохода нового поколения Curiosity обошлась в три с половиной раза дешевле, чем стоимость строительства дороги Адлер–Красная Поляна.

    Ответить
    • Екатерина:

      Павел, спасибо за выкладки, но у меня другие данные: 1 км новой дороги обошёлся в 180 млн. рублей. Эту цифру все официальные организации озвучивают, и во всех справочниках для туристов именно она фигурирует.
      Также очень любопытна ещё одна указанная вами цифра — 2000$ за квадратный метр жилья в России. Вам не кажется, что 120 тысяч рублей за метр квадратный — это как-то многовато для большинства регионов, кроме первопрестольной?
      Похоже, Росстат немного не в курсе ситуации в стране)))

      Ответить
    • Иван:

      Желчью не захлебнулся ещё, бухгалтер? Живи и радуйся, что такая красота вокруг!

      Ответить
    • Максим:

      у нас в липецке новостройки от 30тыс за метр предлагают, это 500 долларов за метр.

      Ответить
  4. Надежда:

    обалдеть.. про этот велик есть упоминание в фотоотчетах за 2014 год… [:-|]

    Ответить
    • Екатерина:

      Серьёзно?!? Ну, похоже давно ушёл его хозяин…

      Ответить
      • Надежда:

        http://www.privetsochi.ru/blog/velo/47422.html тут фото прям нет, но есть упоминание об оранжевом велике, может конечно это и не он..

        Ответить
  5. Екатерина:

    Екатерина, добрый день!
    Вы великолепны! Вы на столько живая и наполненная жизнью! Ваш материал всегда хочется читать и смотреть, Вы подпитываете и вдохновляете!
    Спасибо Вам! [flower] [star]

    Ответить
    • Екатерина:

      Спасибо, Екатерина! Такие слова от читателей для меня — лучшая мотивация для дальнейшего творчества! :)

      Ответить
  6. Даниела:

    Екатерина, спасибо огромное за интересный рассказ!Я обязательно туда схожу!Видео,фото-просто супер!!О своих впечатлениях о поездке я Вам напишу)

    Ответить
    • Екатерина:

      Рада, что вдохновила Вас! Буду рада вашему рассказу.

      Ответить
  7. Наталья:

    Спасибо, Екатерина, за очень интересный рассказ. Я бы с удовольствием отправилась на прогулку. Люблю природу, погоду и этот город.

    Ответить
    • Екатерина:

      Наталья, только если пойдёте — то желательно в компании. И веселее, и безопаснее :-D

      Ответить
  8. AceStream:

    Не за горами новогодние каникулы и многие уже сейчас планируют где проведут предстоящие дни отдыха. Если Вы решили покататься на лыжах в Красной Поляне , Вам непременно стоит познакомиться с этим местом поближе.

    Ответить
  9. Светлана:

    Добрый день, у вас ошибка! Дата окончания кавказской войны 1864г. Вы ошиблись на сто лет!

    Ответить
    • Екатерина:

      Да, спасибо, опечаточка вышла)))

      Ответить
  10. YandexBrowser:

    Тот самый тоннель. Сравните, как за сто с небольшим лет шагнул прогресс тоннелестроения как строили тоннели для новой дороги в Красную Поляну к Олимпиаде .

    Ответить
  11. Лена:

    Старая краснополянская дорога: рискованная и захватывающая прогулка, сюрреалистические виды…
    Я бы трезвая точно не выдвинулась, а одна — тем более!
    Просмотрела не потому, что заядлая туристка, просто подписалась недавно на Ваш блог.
    Интересная женщина лазает по интересным местам и интересно рассказывает о них.

    Ответить
    • Екатерина:

      Лена, спасибо! Буду стараться радовать Вас и дальше интересными рассказами.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]