Екатерина Титова

Фрирайд без последствий или пару слов о лавинной безопасности

Знаете ли вы, друзья, что такое powder dayЕсли вы полезли в гугл переводчик и, прочитав дословный перевод  — «день порошка» — заподозрили что-то нехорошее, значит — эта статья не для вас.

Потому что, скорее всего, вы никогда не «взрывали» эту самую снежную «пудру», или «пухляк», он же «пухло», и вообще слабо понимаете, о чём идёт речь.

А речь пойдёт о фрирайде. О бесконечных нераскатаных снежных пространствах, находящихся за пределами маркированных трасс. И об опасностях, которые таят в себе эти кристаллики замёрзшей воды, называемые снежинками, когда они собираются вместе в огромном количестве…

Короче, друзья, сегодня хочу сказать пару слов о лавинной безопасности.

Лавинная безопасность: лекция для чайников

Сразу оговорюсь: я не открою Америки для опытных райдеров. Они всё это прекрасно знают (ну, или думают, что знают).

Просто я, будучи инструктором, периодически получаю слышу одни и те же вопросы по этой теме. И даю на них ответы. Вот, например, мне пишут люди, которые хотят приехать в Поляну и ищут инструктора, который проведёт им «экскурсию» по трассам курортов и по самым «злачным» внетрассовым местам для покатушек.

Я таких клиентов сразу предупреждаю: по трассам — пожалуйста, с удовольствием. А всё, что вне трассы — это не ко мне. Почему, удивляются они?  Потому что у меня нет специального снаряжения, отвечаю я. Какого снаряжения, спрашивают они, лыж для фрирайда что ли? И мне становится понятно, что термины «бипер», «щуп» и т.п. не приходят им в голову от слова совсем…

Так что, мой сегодняшний пост — как раз для тех, кто хочет попробовать себя во фрирайде, но пока не представляют, что из этого может получиться.

И первое, что я  попытаюсь сделать, это донести до вас мысль, что внетрассовое катание потенциально опасно для здоровья и жизни. Нет и не может быть однозначных алгоритмов, гарантирующих вашу безопасность на 100%. Но знать факторы риска и снизить их вероятность — это то, что вы обязаны для себя уяснить.

А главная опасность для фрирайдера — это лавины.

Почему сходят лавины: основные факторы

По склону горы, ответят шутники. Да, именно по склону. Тут не поспоришь.

А вот бытующее в народе поверие, что в горах нельзя кричать — т.к. от громких звуков может сойти лавина,  ни что иное как заблуждение.

Отчего же сходят лавины на самом деле? Какие условия принято считать лавиноопасными?

На наших лекциях (для инструкторов НЛИ) мы рассматривали следующие варианты:

  • Переход холод-тепло/тепло-холод: это самая часто встречающаяся в горах ситуация. Однако без наблюдений за изменениями метеорологических факторов (температура, ветер, его скорость и направление, количество осадков и т.д.) распознать её довольно трудно. Особое внимание следует уделить смене теплого периода холодным или оборот, холодного — теплым. Что происходит в снежном покрове, при таких температурных переходах? Друг на друга ложатся слои снега, сильно отличающиеся по температуре. Сцепление между этими слоями плохое, и всё это грозит сойти вниз при первом же удобном случае.
  • Снегопад после длительного холодного периода: как минимум, один раз в течение зимы — а в большинстве случаев несколько раз — устанавливается достаточно длинный холодный период. В это время обычно светит солнце, при спуске разлетается пушистый искрящийся снежок, и лавинная опасность к концу холодного периода минимальна. Но как только начинается снегопад, сопряженный с ветром или если просто дует сильный ветер, картина сильно меняется. И склон, по которому ещё вчера можно было спускаться без опаски, за несколько часов превращается в смертельную ловушку!

  •  Дождь: это классический сигнал тревоги, который оказывает отрицательное влияние на снежный покров. Непосредственно во время дождя, через снежный покров просачивается вода и в толще снега образуются целые невидимые ручейки. Которые питают и подмывают эту толщу, и вот она уже под собственной тяжестью готова съехать вниз…
  • Ветровой перенос: ветер —  ещё один «архитектор» лавин. Он воздействует как на выпадающий, так и на уже выпавший снег. Ветровой перенос очень часто ведёт к увеличению лавинной опасности. Чем холоднее переносимый снег, тем более чувствительней он реагирует на нагрузку. Признаки работы ветра легко распознать на местности, это — образование снежных карнизов, дюн.

  • Весенний период:  вот тут как раз не требуется семи пядей во лбу, чтобы понимать что это самый лавиноопасный период. Ведь к началу снеготаяния снежный покров на склонах достигает наибольшей плотности; прогревание снега на весеннем солнце, температурное потепление — все это вызывает появление в снежном покрове воды в большом количестве, что в свою очередь вызывает изменения его механических свойств.  Весной в горах поумолчанию повышенная лавинная опасность, связанная с вероятностью схода мокрых лавин.

На самом деле, этих факторов ещё больше. Но эти — самые простые для понимания. Знать хотя бы о них — уже неплохо.

А ещё лучше  — знать и быть готовым.

Лавинное снаряжение

Итак, если уж вам предстоит проверить на прочность снежный покров вооон на том нераскатанном склоне, положите ещё вечером (желательно — на трезвую голову) в ваш рюкзак следующие предметы:

  • лавинную лопату
  • лавинный щуп
  • аптечку
  • фонарик

А вот такой предмет, как бипер (лавинный датчик) не должен лежать в вашем рюкзаке. Он должен висеть на вас или лежать в специальном кармане на ваших штанах для этого датчика. А без него ваши покатушки превращаются в «русскую рулетку»…

Почему нельзя класть бипер в куртку или рюкзак? Потому что и то, и другое лавина запросто может с вас сорвать. Очень часто спасатели находили рюкзак в одном месте, а пострадавшего — в другом… А вот штаны лавина с вас вряд ли сможет стянуть)

Итак, бипер. Он имеет 3 режима: режим «ВЫКЛ», режим передачи и режим поиска. Ещё до начала спуска его нужно включить в режим ПЕРЕДАЧИ. А вот если кому-то из вашей группы не повезло, то тогда уцелевшие члены группы включат свои биперы в режим ПОИСКА.

С лопатой тоже есть ряд нюансов. Совок лопаты может быть металлический или пластиковый. Но практичней металлический т.к. им можно рубить и колоть плотный или замерший снег. Правда жизни такова, что лавина обычно через пару минут после остановки становятся очень твёрдой ( т.к при движении вниз она нагреваться — снежинки трутся друг от друга), а после остановки резко остывает. Пластиковые лопаты при этом мало чем способны помочь, хотя и прочные…

В лавинный набор входит: щуп, лопата, бипер, аптечка и милый поисковый котик! Ой, нет, котик в набор не входит… Но милый, правда?

Так же как и лавинная лопата, щуп должен быть обязательным снаряжением вашего рюкзака!  Щупы выпускаются разной длинны, в основном диапазоне 2-3 метра. Почему щуп всего 3 метра? Потому что того, кто лежит глубже, уже как правило не спасти…

Зато очень важным является то время, за которое щуп приводится в рабочее состояние. Этот процесс не должен вызывать у вас затруднений и всяческих доработок (типа — попади в прорезь узелком; закрути гайку и т.п) Все должно быть собрано максимально быстро!

Аптечка должна содержать в себе:

  • бинты (4 шт.); в т.ч. эластичный (1 шт.);
  • комплект картонных шин (1 компл.);
  • специальное спасательное одеяло (реально, оно очень компактное);
  • обезболивающее в таблетках (на ваш выбор);
  • пластырь;
  • нашатырь.

С фонариком всё понятно — чем легче, тем лучше. И желательно иметь запасной комплект батареек.

Но, увы, наличие у вас вышеперечисленного лавинного комплекта не ровняется умению им пользоваться! А потому, опытные гиды советуют хотя бы раз протестировать работу данного оборудования в условиях, приближенных к реальным, так сказать: то есть сходить на занятие по лавинной безопасности.

Действия после схода лавины

Сошла лавина — каковы ваши первые действия?

Руководитель группы (гид) должен распределить обязанности: выяснить кто последний видел человека и в каком месте , и главное — проконтролировать что все биперы переключены в режим поиска!

Идём с интервалом 20 м друг от друга, на лыжах или борде, до того места, где исчез человек… потом уже пешком. Ориентируемся не столько на цифры на бипере, сколько на громкость и частоту сигнала.

Кого начинаем откапывать первым: того кто находится на 1,5 метра под снегом или того, кто на 2,5 метра? Копаем того, кто лежит на 1,5 !!! Т.к. у него больше шансов быть живым.

Щуп втыкаем перпендикулярно снежному покрову двумя руками! Сделав крестик, идём по «улитке».

Как копаем: не точно вниз от щупа, а отойдя на метр в сторону. И делаем тоннельчик. Если не один человек в группе поиска — то откапываем по очереди, чтобы быстрее получалось (первый откапывающий выдохнется через пару минут).  Второй человек стоит сзади откапывающего и своей лопатой отгребает снег, который первый отбрасывает.

Нашли пострадавшего, что делаем с ним? Первая помощь: освобождаем органы дыхания. Далее, в ход идёт аптечка! Если замёрз пострадавший в лавине — достаём термоодеяло ( серебристо-золотистое) и жёлтой стороной наверх кладём. Если есть повреждения — оказываем первую помощь.

Если  у нас есть ещё пострадавшие, кого нужно откапывать, то после того как восстанавливаем дыхание первого и, зафиксировав его местонахождение (нажать сбоку кнопку на бипере, тогда на бипере появляется человек и галочка), приступаем к откапыванию других.

Каковы шансы выжить у тех, кто попал в лавину?

Вот самый экзистенциальный вопрос у большинства из нас.

Человек в лавине может продержится около 15 минут. При этом через минут 5 он уже потеряет сознание…

Выживаемость: с набором лавинного снаряжения человек будет найден и откопан в среднем за 11 минут (и на 90% это будет живой человек). Без щупа время поиска увеличивается до 25-30 минут ( 50% что товарищ ещё живой), без лопаты — это уже 1 час ( выживают 20%), без всего этого — 1,5-2 часа ( потом спасатели откапывают тела).

Типичные ошибки, из-за которых люди попадают в лавины

Чаще всего, это несоблюдение элементарных правил безопасности! Что за правила?

Ну, давайте назовём их — правила фрирайда:

  • катание в группе — не ходим на фрирайд по одиночке! Ещё разумнее — кататься в группе с более опытными участниками или специально обученными гидами;
  • видеть весь предполагаемый путь (трек) от точки старта до точки выката, продумывать заранее запасной вариант.
  • рассчитывать время до темноты: последний спуск вне трассы должен быть часа на полтора раньше последнего спуска по трассе!)
  • снарягу собираем с вечера!
  • если вас что-то смущает — говорим об этом старшему в группе ! Не стесняемся признать свой страх и неуверенность. Ни один нормальный гид не поведёт свою группу на дропы и опасные узкие кулуары!
  • нельзя тормозить выше группы — вы можете сорвать на них лавину, т. к. снежный покров под ними уже напряжён их весом.
  • иметь страховку, покрывающую фрирайд (обязательно). Выбрать, подходящий по цене и опциям полис, можете здесь: >>Страхование фрирайда<<

Оргвыводы

Как заметили мудрые, одно дело знать, другое- применять на практике. Каждый, кто принимает решение о катании вне трасс, на мой взгляд, предполагает принятие личной ответственности за возможные последствия. И всё же…

Да, есть рекомендации, следование которым может с большой вероятностью уберечь вас от опасности. Например, не кататься во время сильного снегопада, метели или сразу после них.

Но на практике, приехав в горы, сложно уговорить себя не кататься несколько дней во время да ещё и после снегопада, выжидая стабилизации снега. Особенно когда «стабилизацией» свежего снега занимаются все остальные райдеры, выкладывая результаты в инстаграм…

Так что окончательное решение — катать или не катать — каждый из вас примет самостоятельно. Но мне хочется верить, что никто из вас, уважаемые читатели, не пополнит печальной статистики в этом сезоне. Да и во всех последующих тоже.

Хорошей вам погоды в горах и до встречи на блоге!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *