Екатерина Титова

Элиста, Калмыкия: необычные пейзажи и архитектура

Что вы знаете об Элисте, уважаемые читатели блога?

Сегодня я хочу рассказать вам про город, о котором ещё полгода назад я имела весьма смутное представление. Более того, пока писала эту фразу, вспомнила: я не имела об этом городе вообще никакого представления до того, как мы посетили его по дороге из Грузии в Уфу.

Сразу скажу — город мы посмотрели очень бегло, по касательной. Но если вам всё-таки доведётся быть проездом в тех краях, очень рекомендую посвятить его осмотру хотя бы пару-тройку часов. Не пожалеете!

В этой статье я расскажу, что мы успели узнать об этом городе, помимо того, что он является столицей Калмыкии.

Достопримечательности Элисты: что можно и нужно увидеть в городе

Итак, товарищи, немного предыстории. Не уверена, что в моей жизни появился бы шанс увидеть этот город, если бы нам не нужно было ехать на машине из Кавказского региона в Поволжье. Наш навигатор проложил нам два маршрута: через Астрахань и через Элисту.

Но для выезда на Астрахань нужно было ехать вдоль Каспия, по дорогам Чечни, где по отзывам бывалых, гаишники очень «любят» машины с номера других регионов. Нам такой маршрут не вселял доверия. Поэтому выбрали наиболее оптимальный маршрут — через Элисту. И не прогадали: загруженность дорог в том направлении минимальная, и их качество вполне приличное (кроме отдельно взятых участков дороги).

Выехали мы в направлении Элисты ранним утром из Кавминвод, где переночевали после пересечения российско-грузинской границы. И покатили неспешно по вот таким дорогам:

Doroga

По мере движении в сторону Калмыкии рельеф местности постепенно становится всё более ровным.  Начинается степь. Великая и безлюдная.

Koni

Похоже, что Пушкин здесь также бывал, т.к. назвал в своём стихотворении калмыка другом степей. Не знаю, как было здесь в те времена, а сейчас мы почувствовали себя затерянными на бескрайних просторах этих степей…

Время от времени в стороне от дороги можно увидеть нехитрое людское жилище, да пасущийся в отдалении скот.

konik

В основном, то были лошади. Очень красивые, но пугливые. Сфотографировать себя давали только издалека.

В целом, новые пейзажи нас порадовали. После горных дорог Грузии, это было очень контрастно.

Город Элиста, Калмыкия

Как добраться

Если вы планируете посетить Элисту не на машине, то поищите доступные авиарейсы. По крайней мере, из Москвы туда есть прямые рейсы 3 раза в неделю.

А вот железнодорожного сообщения в настоящее время не осуществляется. Но автобусное достаточно интенсивное. Через Элисту проходят маршруты, ведущие из Поволжья на Кавказ и в направлении Ростова-на-Дону.

А мы подъехали к Элисте уже в районе обеда. Путь от Кавминвод до Элисты занял у нас почти 5 часов. Ехали всё время по асфальту, который здесь уложен волнами: машина постоянно раскачивалась, и приходилось блюсти рекомендованную навигатором скорость 70 км/час. Но в одном месте был участок, когда асфальт просто закончился, и дальше пошла обычная грунтовка. Пытаясь разглядеть что-либо сквозь клубы пыли от встречных и попутных машин, мы ехали по грунтовке со скоростью 40 км/час, около получаса. Затем опять начался асфальт.

Учитывая рельеф местности, Элисту можно увидеть задолго до подъезда к ней. Город расположился на невысоком холме.

Elista

На первый взгляд город мало чем отличается от прочих населённых пунктов такого же размера (население чуть больше 100 тысяч человек).  Тот же частный сектор,  плавно переходящий в типовую многоэтажную советскую архитектуру.  Но указатели, встречающиеся уже ближе к центру, напоминают о том, что Калмыкия — единственный регион в Европе, в котором основной религией является буддизм.

Что стоит посмотреть (и наверное не получится не посмотреть) в Элисте

Пагода Семи Дней

Как бы в подтверждение вышесказанному, над типовой коттеджной «мозаикой» городка возвышаются изогнутые вверх карнизы крыши храма и пагод. Например, вот эту пагоду мы осмотрели первым делом (просто она первая нам попалась по пути):

Pagoda

Пагода Семи Дней (а на фото именно она) на центральной площади Ленина построена в 2005 году по проекту архитектора А. Босчаева. Название пагоды связано с семью буддами, пришедшими в наш мир.

Остроконечный шпиль пагоды, называемый «ганджир», символизирует выход из сансары и достижение нирваны. В корпусе пагоды размещён молитвенный барабан диаметром 1,2 метра и высотой 1,8 метра. Барабан подарен в дар Калмыкии ламами тантрического монастыря Гьюмед в Индии в день 70-летия Его Святейшества Далай-ламы XIV. Барабан весит 2 тонны и на нём нанесены золотыми буквами надписи мантры «Ом мани падме хум» на тибетском языке, санскрите и калмыцком языке азбукой тодо-бичиг.

Это, прямо скажу, выглядит очень фактурно — буддизм в окружении старой советской архитектуры! Стоишь спиной к пагоде — типичное постсоветское захолустье. Стоишь лицом к пагоде — дежа вю, Китай или что-то в этом духе. И кстати, глядя на лица местного населения, ещё больше укрепляешься в этом ощущении:

Rebenok

Буддизм возник в Индии и распространился в Юго-Восточной Азии, Китае, Монголии, Корее, Японии. Казалось бы — где эти все страны и где Калмыкия? А вот так всё получилось когда-то, на радость туристам. Калмыки прибыли в Россию с передвижными буддийскими храмами-хурулами, приспособленными к кочевому образу жизни. Устраивались они в кибитках и легко перемещались с места на место. Калмыцкое духовенство училось в тибетских монастырях.

Таким образом, калмыки стали первым в России народом с древнейшей мировой религией — буддизмом. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России — в Калмыцком ханстве, а также в Забайкалье, которое вместе с русскими заселялось буддистами-бурятами.

Кстати, калмыцкий язык относится к монгольской группе языков. Письменность была раньше на основе монгольского алфавита, сейчас на основе русского.

В общем, поудивлялись мы, покрутили барабан, выложили фото в Инстаграм с вопросом — угадайте-ка друзья где мы? — и поехали дальше.

Золотой всадник

Еще один памятник осмотрели только из окна машины — памятник «Золотой всадник»:

zolotoi_Vsadmik

Этот монумент высотой в 8 метров, возвышающийся на длинном шпиле, будто бы осматривает город с высоты птичьего полета. Кроме всего прочего, памятник «Золотому всаднику» является самым большим позолоченным монументальным сооружением в России: вроде как фигура золотого всадника сделана из сусального золота (но это не точно :-) Открытие памятника состоялось 1 мая 2007 года. Образ золотого всадника, стоящего на стеле, — это олицетворение смелости, отваги и мужества калмыцкого народа.

Но нас больше интересовал другой объект — тот самый большой храм, который мы заприметили ещё на подъезде к Элисте.

Золотая Обитель Будды

К счастью, искать его долго не пришлось — буквально через 5 минут мы уже парковались у ворот этого чуда архитектуры:

Elista-MINI

Ворота храма, как и полагается, обвязаны разноцветными лентами. Ворота есть с трёх сторон света (кроме западной), но главные  — южные, через них и осуществляется проход на территорию храма:

Khram_Elista

Сам храм и издалека-то не кажется маленьким, а уж вблизи и вовсе поражает воображением своими размерами. Его высота —  63 метра:

Ya_v_eliste

Золотая обитель Будды Шакъямуни (это официальное название храма) — не просто крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, но к тому же один из крупнейших буддийских храмов в Европе.

vorota_v_hram

Он был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 г., после визита в Элисту Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.

Возведение храма можно смело назвать всенародной стройкой. На неё как простые жители Калмыкии совершали пожертвования, так и музыканты и прочие творческие личности давали благотворительные концерты. А также глава республики Кирсан Илюмжинов внес на его строительство личные средства, а также привлек средства различных фондов (а вот в это охотно верится).

У подножия лестницы, ведущей в храм, стоит статуя белого старца:

Zolotaya_obitel

Это сансарическое божество, хранитель жизни, долголетия и плодородия. На выходе из храма ему принято тоже поклоняться.

Вокруг главного здания расположено много вот таких беседок (да простят меня буддисты, я не знаю как это сооружение правильно называется) со статуями пандитов — буддистских учителей:

golubi_na_pagode

Не знали мы, к своему стыду, что до входа в храм обязательно нужно совершить обхождение вокруг него один, три или более раз, вращая молитвенные барабаны и читая любую известную вам мантру.

В общем, мы потопали сразу в храм. На входе снимаем обувь — дальше можно идти либо босиком, либо в домашних тапках (если они у тебя с собой имеются). У нас не имелось. Кто ж знал, что нас такие приключения ждут в Элисте?

Вот эту надпись мы увидели только при выходе:

raspisanie_hrama

Это я про то, что видео+ и фотосъёмка запрещена. А потому внутри я делаю-таки «нелегальное» фото интерьера:

Budda_statuya

Но главное всё-таки внутри хурула не интерьер, а атмосфера. Да, благовониями пахнет, тишина и умиротворение. Всё, как полагается.

А ещё на первом этаже этого храма есть буддийская библиотека, Музей истории буддизма, и даже конференц-зал, где проводят семинары и лекции. В общем, просвещением занимаются монахи, что весьма похвально.

И если бы мы пришли пораньше, то можно было даже попасть на приём к дежурному монаху. Да, есть такой при храме, вроде наших дежурных батюшек в церквях. И поговорить с ним можно на волнующие тебя темы, и задать ему трансцендентальные вопросы свои… Но не успели, не успели. Жаль. Был бы интересный жизненный опыт для нас.

На выходе из хурула я ещё немного фотографирую окружающие храм вопопады и крыши пагод:

vodopad_u_hrama

Под журчание воды очень хорошо думается о добром, вечном…

Что мы не успели посмотреть в Элисте

Ещё многие путеводители настоятельно рекомендуют побывать в Чесс-сити. То бишь шахматном городке, построенном в Элисте в связи с проведением 33-й Шахматной Олимпиады в 1998 году. Построили его, как пишут в интернете, в рекордные сроки — что-то в районе полтора года. Ну, подумали мы, нашли чем удивить: тут в Поляне почти всю инфраструктуру для Олимпиады примерно за то же время.

И в целом, полистав фото в интернете и почитав отзывы, мы решили отказаться от этой затеи. По сути, это обычный коттеджный посёлок. Да, в нём есть Дворец Бракосочетания (ага, вот теперь мне становится понятно выражение — приходи в гости, в шахматы поиграем! :-)

Да, там большая ухоженная территория. Симпатичные коттеджи. Наверное, для 1998 года это было впечатляющее зрелище… Но сейчас этим кого удивишь?

В общем, не поехали.

Тем более, что Дима рвался у меня в одно местное заведение, которое он заприметил ещё по дороге к пагоде. Столовая называлась «Айс» и, судя по бегущей строке на фасаде, предлагала супы от 25 рублей, вторые блюда — от 30 рублей, и т.д. НУ, разве мы могли не проверить, что там продают по таким ценам?!?

stolovaya_ays

Однако, не судьба нам была устроить себе дегустацию блюд элистинского общепита. Столовая оказалась уже закрытой. Мы опоздали буквально минут на 15. Ах, как жаль. Но ничего не поделаешь. Покупаем пирожки с яблоками в соседнем магазинчике (кстати, вкусные), запиваем их горячим чаем и прощаемся с удивительной Элистой.

Да, конечно, за такое короткое время мы просто не успели как следует рассмотреть город. Но на остаток дня, который мы провели в пути до Волгограда, нам впечатлений хватило с избытком.

Так что, мои рекомендации по Элисте: не говорите друзьям, куда поехали. Сделайте фото на фоне хурула и устройте им квест — пусть угадают ваше местонахождение! ;-)

До встречи на блоге, друзья!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментария 2

Кирилл:

Это самый удивительный храм в России, наверное))