Екатерина Титова

Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург: история, описание, фото

Санкт-Петербург может похвастаться многими красивыми и уникальными памятниками архитектуры. Многие туристы приезжают в северную столицу, чтобы увидеть своими глазами и проникнуться монументальностью этих объектов.

Храм Воскресения Христова, более известный под названием Спас на Крови, — одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он был построен на месте, где произошло покушение на императора Александра II.

Храм высотой 81 метр возвышается над набережной одного из питерских каналов. Это один из самых красивых храмов не только города на Неве, но и всей России. Вид храма снаружи напоминает чудо-терема из русских сказок.

В этой статье расскажу, почему храм стоит увидеть не только снаружи, но и изнутри.

Храм Спаса на Крови: история, описание, фото

Храм Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови —  одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он был построен на месте, где 1 (13) марта 1881 г.  произошло печально-известное покушение на Александра II. Террористы, члены организации «Народная воля», закидали экипаж императора самодельными гранатами. В результате император был смертельно ранен. Кстати, внутри собора до сих пор хранятся камни со следами царской крови.

Чем храм привлекает туристов

Почему эта церковь так популярна у туристов? На это есть несколько причин:

  • Храм находится в оживлённом туристическом месте, в самом центре города;
  • Богатое, украшенное здание имеет черты многих русских церквей. Так, многие туристы замечают в нём сходство с архитектурой собора Василия Блаженного в Москве;
  • Уникален сам интерьер собора: все стены, пилоны, своды и арки храма покрыты мозаикой. Это крупнейший памятник русского мозаичного искусства.

Рядом с собором обычно оживлённо: работают уличные артисты, звучит живая музыка, зазывают к своим палаткам продавцы сувениров.

История создания храма

На следующий же день после трагедии, произошедшей с императором Александром II,  Городская дума направила вступившему на трон императору Александру III письмо c просьбой «разрешить городскому общественному управлению возвести на средства города часовню или памятник». Между памятником и часовней выбрали всё же часовню. Её проект разработал архитектор Леонтий Бенуа. Часовню возвели за полтора месяца, и уже 17 апреля она была освящена. Однако Александр III пожелал построить на этом месте церковь.

Был объявлен конкурс на лучший проект нового храма в память об Александре II. И к 31 декабря 1881 года на суд специальной комиссии были представлены 26 анонимных проектов. Многие талантливые архитекторы того времени прислали свои проекты на конкурс.  Но на этом этапе конкурса мнение Александра III  разошлось с мнением комиссии. Ему нужен был проект храма в древнерусском стиле…

Пришлось объявить второй тур. В апреле 1882 года комиссия рассматривала уже 31 проект. Архитектор Альфред Парланд отправил на этот этап конкурса (в предыдущем он не участвовал) проект «Старина», разработанный в соавторстве с архимандритом Игнатием — настоятелем Троице-Сергиевой пустыни (в миру — Иваном Малышевым). Архимандрит был не просто идейным куратором, но и талантливым художником, в свое время он даже учился в Академии художеств у Карла Брюллова.

Александр III выбрал их проект, но работа над чертежами церкви продолжалась почти пять лет:  соавтором проекта Парланда оказался уже сам Александр III, который постоянно вносил правки. Он хотел, чтобы участок набережной, где погиб его отец, оказался внутри храма и был вынесен в отдельный придел…

В итоге Парланд принял единственное возможное решение: изменить береговую линию канала. Новая набережная оказалась выдвинута в воду на целых восемь метров, под храмом появилась бетонная платформа, на которой и был заложен фундамент будущего здания храма.

Окончательный проект храма в итоге был утвержден только 1 мая 1887 года. Хотя первый камень в основание храма заложили еще в октябре 1883 года. А до момента освящения храма прошло более 20 лет — он была освящен лишь в 1907 году. Церемонию совершил Николай Второй, который был новым императором и внуком давно умершего Александра Второго.

Считается, что освящение храма затянулось из-за того, что мозаики потомственного мозаичиста Владимира Фролова были сложными и поэтому на их создание ушло 10 лет.

Однако и после завершения строительства в храме не было прихода, в нем не проводились публичные мессы. После революции 1917 года государство прекратило финансирование церкви, и таким образом, вынудило храм создать свой приход и финансировать себя самостоятельно. Впоследствии местный священник не пошел на сотрудничество с советскими властями, что привело к закрытию церкви в 1930 году.

В ноябре 1931 году задумались о разрушении храма, но данное решение не реализовали. В храме во время Второй Мировой войны находился морг. Во время В это время церковь неоднократно подвергалась артиллерийским обстрелам со стороны немецких войск, в результате чего стенам были нанесены серьезные повреждения. Это значительно осложнило последующий процесс реставрации.

После окончания военых действий, храм оборудовали как склад. Во время реставрационных работ в 1961 году рабочие обнаружили в стене храма 240-мм осколочно-фугасный снаряд. Каким-то чудом снаряд пролежал бездействующим и не взорвался почти двадцать лет. На место была вызвана бригада специалистов по детонации для извлечения бомбы.

Только в 1968 году храм взяли под государственный контроль. Храм Спаса на Крови открыли для посещения только в 1997 году.

Уникальные мозаики Храма

В отделке здания использовалась богатая коллекция драгоценных камней, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненных лучшими мастерами того времени.

Внутри храма находится настоящая коллекция панно из мозаик. Потрясающие мозаики занимают площадь около 7000 квадратных метров. И у этого решения есть своя история. Дело в том, что когда пришло время для оформления интерьеров, архитектор задумался об отделке мозаикой, помня о неудачном опыте росписи Исаакиевского собора. Тот еще не был достроен, а фрески в нём уже начали гибнуть от сырости. Архитектурная комиссия такое решение поддержала. Результат мы можем увидеть сами: мозаика сохранилась надолго, даже несмотря на то, что собор стоит практически на воде.

Именно включение мозаики в оформление храма сделало его таким уникальным и создало необычную атмосферу, которую отмечают большинство туристов, попадающих в храм.

Помимо Владимира Фролова, занимавшегося созданием мозаик, над интерьером храма работали и другие известные русские художники. Среди них Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и Михаил Врубель. В итоге, совместными усилиями, у архитектора и мастеров получилось создать настоящий шедевр храмовой архитектуры.

Как добраться

Храм Спаса на Крови расположен в самом центре города, недалеко от станции метро «Невский проспект».

Добраться до него удобнее всего пешком с Невского проспекта, по набережной канала Грибоедова.

Рекомендации по посещению храма

 Вход в храм платный:

• стандартный билет для посещения храма – 450 рублей.
• Держатели удостоверения ISIC (International Student Identity Card- Международного студенческого билета) – 270 рублей.
• Билет для льготных посещений – 200 рублей.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. Грибоедова, д. 2.

Рядом с этим местом расположены такие достопримечательности как: Русский музей, Михайловский замок и Михайловский сад, Летний сад, Марсово поле, Невский проспект.

Можно посетить храм Спаса на Крови и ближайшие достопримечательности самостоятельно. Но я рекомендую выбрать одну из интересных экскурсий:

Также вам могут быть интересны следующие статьи:

Интересных вам путешествий и до встречи на блоге!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *