Екатерина Титова

Разводные мосты Санкт-Петербурга: визитная карточка города

Посмотреть на развод мостов — этот пункт есть в чек-листе большинства туристов, посещающих СанктПетербург.  Вид поднятых мостов над Невой стал визитной карточкой города.

Хотя в общем-то, это чисто технический момент — развод мостов на ночь. Это связано с особенностями речной навигации в городе: большие суда могут пройти по Неве только при поднятых мостах. Развод мостов в Санкт-Петербурге можно наблюдать с апреля по ноябрь, когда по Неве осуществляется навигация из Балтийского моря в Ладожское озеро.

Но так получилось, что  это невероятно красивое и романтичное зрелище стало одним из главных аттракционов для туристов в Питере.

Какие мосты разводят в Питере на ночь и где лучшие места для созерцания этого  — читайте в нашем сегодняшнем обзоре.

Разводные мосты Санкт-Петербурга: список, описание, фото

Санкт-Петербург не зря называют Северной Венецией. Город, который был возведён на островах в устье Невы, известен своими многочисленными каналами и мостаим, которые построил ещё Петр Первый. Государь, очевидно, был вдохновлен каналами Венеции и Амстердама. Но основной причиной тому была и особенность местности, где строилась будущая столица российской Империи. Петр превратил многие протоки Невы в каналы, чтобы осушить болотистую почву.

Ну, и логично предположить: в городе, построенном на реке и каналах, должно быть много мостов. Сейчас их действительно довольно много — более 300. Точнее  — 342 моста (хотя, для примера, в том же Гамбурге 2376 мостов!)

Однако, что Санкт-Петербург получил первый постоянный мост через Неву спустя 147 лет после своего официального образования. Как так получилось? Совершим небольшой экскурс в историю.

Краткая история появления питерских мостов

Одними из первых стали возводиться мосты через искусственные каналы и притоки Невы: ту же Мойку, Фонтанку и т.д.  Сначала это были мосты временные, деревянные, и только потом – каменные или чугунные, капитальные.

А вот через Неву долгое время мостов не было вообще: ни временных, ни постоянных. Оно и понятно — река большая, полумерами здесь не обойдёшься… Первый летний наплавной Исаакиевский мост, соединивший Сенатскую площадь с Васильевским островом, был поставлен, спустя два года после смерти Петра Первого. Наплавной мост – это когда несколько плотов скрепляют друг с другом и таким образом соединяют берега.

А зимой люди перебирались через реку на повозках или пешком. Ну, и ещё на коньках.

Петру вообще не нравилась идея строить каменные мосты, он и не собирался их строить. Император считал, что жители Санкт-Петербурга могут передвигаться на паромах и лодках. В этом ему виделся европейский шик, по типу амстердамского или венецианского. Для этого Петром даже был выпущен специальный царский указ, согласно которому каждый житель должен был иметь в пользовании судно (лодку), чтобы иметь возможность переправляться самому и перевозить других людей.

Так что первый каменный мост в Питере появился только в 1760 году, спустя 35 лет после смерти Петра.

Самые красивые разводные мосты Питера

Сейчас в городе разводят 12 мостов, из них 9 ежедневно, а остальные по заявке. Вот эти красавцы:

  • Дворцовый
  • Троицкий
  • Литейный
  • Большеохтинский
  • Володарский
  • Биржевой
  • Благовещенский
  • Александра Невского
  • Тучков
  • Кантемировский
  • Гренадерский
  • Сампсониевский

Каждый из разводных мостов Петербурга представляет собой настоящее произведение искусства.

А первым разводным мостом через Неву стал Благовещенский мост.

Это произошло 21 ноября 1850 года. На церемонии открытия присутствовал император Николай I. Он прошёл по мосту и остался очень доволен увиденным. Все участникам строительства были присвоены чины и назначены награды.

Другое инженерное чудо своего времени — Большеохтинский мост — был утверждён в проекте  ещё в 1829 году, тем же Николаем I. Но строительство было отложено на целых 80 лет. Мост стал предметов жарких споров. Дело в том, что из Охты в Санкт-Петербург существовал только водный путь. Можно представить, как восстали против строительства моста паромщики и лодочники, которых мост лишал их заработка. Также не могли прийти к согласию  купцы с промышленниками: каждый отстаивал свои интересы, требуя, чтобы мост строился вблизи именно их предприятия.

Конеу спорам положило трагическое событие: весной 1907 года пароход «Архангельск», перевозивший людей от Смольного на Охту, врезался в льдину и затонул. Погибло 39 человек. И Николай II приказал срочно начать строительство.

Но самым узнаваемым мостом Санкт-Петербурга является Дворцовый. Именно его изображение в разведённом состоянии – неофициальный символ города. Поэтому хочу рассказать о нём поподробнее.

Дворцовый мост: краткая история

Дворцовый мост —  центральный разводной мост, которая перекинут через Неву и соединяет центр города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров. Северной столицы с Васильевским островом. Вы наверняка увидите этот мост, т.к. имнно по нему можно добраться до самых важных достопримечательностей города: Зимнего дворца, Адмиралтейства, Петропавловской крепости.

В длину, мост протяженностью 260 м. Ширина моста составляет 28 м. Мост состоит из пяти пролётов. Мост чугунный. Масса его металлических конструкций составляет 4 868 тонн. В среднем за год Дворцовый мост разводится и наводится примерно 400 раз, а под его крыльями только за одну ночь успевают проходить до 25 судов.

Его история началась в 1901 году, когда объявили конкурс на проектирование моста. И в период с 1901 по 1911 год было отклонено 54 предложенных проекта.Все проекты подвергались строгому контролю, чтобы мост не закрывал вид с Дворцовой набережной на Кунсткамеру, Императорскую Академию художеств и другие сооружения на Васильевском острове.

Проект-победитель объявили лишь в 1909 году — это был совместный проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. По условиям конкурса, на постройке моста должны были работать только российские специалисты и использоваться только отечественные материалы. Строить начали в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года, но строительство моста затянулось из-за начавшейся в 1914г. войны. Строительство продолжалось до 1916 года.

После испытаний на прочность его впервые открыли 23 декабря 1916 г. (5 января 1917 года по новому стилю). Но торжеств в честь этого значимого для города события не было. На открытии моста никто из членов царской династии не присутствовал: Николаю II было уже не до мостов… Россия погрязла в тяжёлой войне, а ещё перед этим в ночь на 17 декабря убили любимца императорской семьи, Григория Распутина.

А вскоре произошла революция, и уже в 1918 году власти Петрограда объявили о переименовании Дворцового моста в Республиканский. Таковым он оставался до 1952 года, когда старое название вернули.

Мост полностью отремонтировали в 1967 году, затем реконструировали в 1977, 1997 годах. В ходе этих реконструкций работы была модернизирована разводная часть моста, заменен настил, установлены новые фонари. До 1997 г. по Дворцовому мосту ходили трамваи. Последний ремонт проводился в 2012–2013 годах — меняли металлоконструкции и механизмы разводного пролета. До этого они были электромеханическими — огромные шестерни приводились в движение электрическим двигателем. Теперь крылья поднимает электрогидравлическая система. При этом на неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки еще с царских времен.

Механизм, открывающий по 700 тонн каждого пролета моста, работает надежно. Два его крыла поднимаются под углом 61º, открывая тот самый открыточный вид на Петропавловский собор на заднем плане.

Весь цикл разводки занимает 5 минут, за такое же время мост наводят обратно. И вот эти 5 минут собирают огромные толпы народа на набережных.

Почему каждый должен увидеть разводной мост

Развод питерских мостов – невероятно красивое зрелище, которое хотя бы раз в жизни должен увидеть каждый. Петербуржцы говорят, что если вы не побывали на разводе мостов — значит, что вы не почувствовали этот город.

Дворцовый мост — это сердце северной столицы. Мост огромной длины раскрывается с невероятной красотой. На ночную разводку Дворцового моста, особенно в период белых ночей, приходят не только туристы. Даже для коренных петербуржцев это зрелище не является будничным, оно сродни торжественному мероприятию.

Иногда крылья мостов превращаются в огромные экраны, на которые проецируются разные картины. Особенно эффектно это выглядит во время знаменитой ночи выпускников, когда по Неве сквозь разводные проёмы величественно плывёт корабль с алыми парусами, знаменуя начало новой жизни.

Когда и как можно увидеть

График работы:

Развод Дворцового моста, можно наблюдать дважды в сутки с конца апреля по ноябрь.

Мост раскрывается в 01:10. И сводится вновь в 02:50, затем мост сводят для того, чтобы транспорт, который не успел проехать, смог осуществить дальнейшее движение и не ждать наступление утра, и на это уделяется 20 минут. В в 03:10 происходит повторный развод мостови до 04:55 мост остаётся открытым.

Лучшие виды на разводящиеся мосты открываются с воды. Для этого туристам предлагаются прогулки на разных прогулочных катерах.

Например, можно взять индивидуальную прогулку на катере, где будете только вы и ваша компания, и насладиться атмосферой богемного Питера.

Но и с берега зрелище тоже красиво смотрится. Можно просто, захватив с собой плед и кофе, занять место на набережной. Только приходить нужно заранее, т.к. желающих занять место с хорошим видом на мост будет немало…

Ещё можно посмотреть на всё это с крыши на экскурсии  По-питерски: развод мостов с крыши — поверьте, тоже получите незабываемое впечатление!

Ну, и если планируете посмотреть развод мостов, продумайте в каком отеле вам остановиться. Чтобы не пришлось ждать до утра, когда мосты снова сведут. Мы выбирали для себя вот эти отели: Отели WOW в Питере: для тех, кто в теме

А с другой стороны, согласитесь — есть что-то романтическое в том, чтобы остаться до утра и гулять по ночному Питеру…

На этом буду заканчивать рассказ про мосты Санкт-Петербурга.

Также вам могут быть полезны эти обзоры:

Делитесь в комментариях своими впечатлениями —  видели ли это удивительное зрелище?

Интересных поездок вам, друзья, и до встречи на блоге!

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *