Екатерина Титова

Трансаджарская трасса: долгая дорога через Грузию

Привет, друзья!

В прошлой своей статье про Грузию я обещала вам рассказать про дорогу, по которой мы планировали добраться из Боржоми в Батуми.

Как помните, у нас был выбор: возвращаться по трассе до Хашури и ехать через Кутаиси. Этот вариант был, с одной стороны, более длинным — 280 км, но с другой стороны, самым простым — навигатор обещал, что тогда мы будем в Батуми примерно через 5 часов.

Но был и другой вариант: из Боржоми выезжать в сторону Ахалцихе и ехать до Батуми по знаменитой Трансаджарской трассе. И этот путь был короче — всего 210 км. Вот только часть этого отрезка (причём, значительная часть — около 90 км) является грунтовой горной дорогой. А какой там лихой серпантин, было видно даже по Гугл мапс…

Зачем же ехать по этой трассе, спросите вы, если есть предсказуемый маршрут по обычной дороге? Впрочем, если вы так спрашиваете — значит, всё, что написано ниже, вряд ли вам пригодится. Хотя…

Из Боржоми в Батуми по Трансаджарской трассе

Nachalo

Вся информация, которую мы нашли в интернете по Трансаджарской трассе, сводилась к следующим моментам:

  • Трансаджарская дорога  — это дорога длиною 160 километров, начинается от Ахалцихе и идёт по самым заповедным и малолюдным местам Грузии.
  • все, кто писал отзывы по ней, не советовали ехать туда в дождливую погоду, и тем более в сезон с ноября по март, когда в горах лежит снег
  • на обычной легковушке соваться тоже не советовали, только на внедорожниках.
  • при этом всеми авторами обещались просто нереально красивые пейзажи (опять же для этого нужно было ехать в хорошую погоду)

Итак, что нас сподвигло устроить себе такой квест? Последний пункт, конечно! И вообще, посетив сотни «популярных туристических объектов», ты в определённый момент понимаешь, что устал от «открыточных видов» и хочешь чего-то большего. Какого-то Настоящего Путешествия, когда созерцание красот сопряжено с определёнными рисками и факторами, не поддающимися планированию.

Dima_na-trasse

В нашем случае риски были такими: машина у нас хоть и попадает под описание внедорожника по ряду параметров, но при этом есть определённые «НО»:

  • изношенный протектор резины (три года езда по сочинским серпантинам «съели» его довольно сильно); любой острый камень на дороге мог стать роковым для наших шин;
  • просевшие с годами пружины на стойках амортизаторов, из-за чего клиренс уменьшился на пару сантиметров минимум. Плюс полный багажник вещей (да что там багажник! ещё и заднее сиденье салона было забито под завязку); так что по этому параметру мы были на уровне обычной легковушки;
  • та сим-карта, что мы купили для телефона в Грузии, явно не отличалась хорошим покрытием и «тупила» даже в городах, не говоря уже о горных районах, так что рассчитывать на интернет и сотовую связь не стоило…

Но были у нас и доводы в пользу такой поездки: до ноября было ещё далеко, погода утром была из разряда «местами облачно, местами солнечно, дождя не ожидается», а кроме того — когда ещё мы окажемся в этих краях? Было бы обидно упустит такой шанс ;-)  Да и хозяин нашего гэст-хауса в Боржоми сказал, что вообще не проблема проехать по этой трассе на нашей машине.

Так что заливаем чай в термос, проверяем давлением в шинах, и отправляемся в путь — покорять «великую и ужасную» Трансаджарсую трассу.

Боржоми — Ахалцихе: по асфальту с ветерком

Этот отрезок маршрута вообще не представлял никакой сложности. Мы двигались по идеальному асфальтовому покрытию со скоростью около 60 км/час, созерцали пейзажи и пару раз сделали остановки — залить бензина и сфотографировать горы:

DSC_0339

И мы почти уже было расслабились и стали шутить, что «у страха глаза велики», но тут пошёл дождь. Сначала небольшой, но через полчаса он превратился в настоящий ливень. Мы сразу вспомнили предостережения тех, чьи отзывы читали в интернете: во время дождей в горах стекающие с них ручьи превращаются в нехилые водопады, переливающие трассу…

На подъезде к Ахалцихе дождь стихает, и мы немного успокаиваемся:

Ахалцихе

Но радость наша была недолгой: пока едем через городок, дождик снова принимается за своё. И мы с тревогой смотрим на тучи, сгущающиеся над горами…

Ахалцихе  — Хуло: this is the road to hell…

Почти сразу за Ахалцихе асфальтовое покрытие заканчивается, и дорога выглядит вот так:

trassa

Да, на фотографии это не выглядит устрашающе — мало ли таких дорог в той же России? Но трясти начинает так, что скорость сразу падает сначала до 30 км /час,  а потом и ещё ниже. Тот, кто назвал это ТРАССОЙ, явно был шутником…

В этом месте нам навстречу попадается легковушка-иномарка. Машем рукой — остановитесь, ребята! Поравнявшись, опускаем стекла и здороваемся с парой лет 50-ти. По-русски говорят плохо, то ли поляки, то ли ещё кто-то из этой серии. Но даже их знаний русского языка и жестикуляции хватает, чтобы  понять — это ещё цветочки, ягодки впереди!

Впрочем, скоро мы и сами начинаем это замечать:

Yamy_na_doroge

На этом участке асфальт хоть убитый, но ещё и имеет место быть. Наверное, когда-то Трансаджарская трасса была худо-бедно заасфальтирована, но вряд ли кто-то занимался её ремонтом после распада СССР.

Начинаются затяжные подъёмы с ухабами, на которых наша «ласточка» вздрагивает» всем кузовом. Ползём еле-еле. Но даже на скорости 20 км/час догоняем лесовозы. Их скорость ещё меньше. А обгонять на серпантине 4 лесовоза, когда дорога не просматривается даже на 50 метров — дело безнадёжное…

Наконец, каким-то чудом удаётся их обогнать. Немного отрываемся вперёд, но потом они видимо куда-то свернули, т.к. мы теряем их из зеркала заднего вида. Отмечаем, что едем по такой дороге уже около часа, а проехали чуть больше 20 км. Немного стихает дождь, и мы решаемся сделать остановку минут на пять, размять затёкшие от напряжения мышцы.

Пейзажи по сторонам и правда неплохие:

Po_doroge

Но это замечаешь, лишь выйдя из машины: пока ты трясёшься внутри и всматриваешься в каждую яму на предмет её глубины — тебе не до пейзажей…

А дальше, буквально за следующим поворотом, нас ждёт первый пересекающий дорогу водопад:

Vodopad

Да, такой вот не слишком бурный ручеёк, но в его основании уже образовалась лужа глубиной по середину колеса:

Vodopad-na-trasse

Впрочем, здесь ещё лежат плиты, по которым можно проехать хотя бы одним колесом… И второй водопад мы проезжаем тоже вполне уверенно. А вот на третьем плит уже не было (смыло весной?), и оценить глубину лужи не представляется возможным. Встречных машин или попуток не видно: кроме первой легковушки с поляками и лесовозов, нам попался один водитель на «Ниве» и один на стареньком ЗИЛе. И тот, и другой смотрели на нас с сочувствием…

В этот момент я проклинаю себя за решение ехать этой дорогой. Мне начинает казаться безумием вся эта затея. И погода нас «обманула»: пошёл бы дождь ещё в Боржоми, мы бы не задумываясь поехали через Кутаиси… А так, ок, ну проедем мы и эту лужу, но кто,  знает какие «озёра» нас ждут на дороге дальше…

У меня просто в «анамнезе» был случай с моей предыдущей «Хондой» (правда это была HR-V) : поехала на дачу, дорогу в одном месте подтопило (дело было в мае, после паводка), но передо мной ехали другие машины, и вроде проезжали, а вот мне не повезло — воздухозаборник был около бампера, и движок «умер» прямо посреди той огромной лужи…

Эту историю я и вспомнила теперь. А ведь там всё случилось в оживлённом дачном посёлке, а не на богом забытой дороге где-то в горах Грузии…

Пока я истерю, Дима включает на «коробке» режим езды по бездорожью, и мы проезжаем эту лужу вполне благополучно. Пока забираемся на очередной перевал, я молю бога, чтоб этот водопад был последним на нашем пути.

Тransadjarskaya_trassa

В принципе, не считая тряски, в следующий час нам не приходится жаловаться на судьбу. Едем медленно, но зато успеваем немного смотреть по сторонам. Попадаются даже населённые пункты:

sklon

Даже в этих бедных высокогорных селениях есть какое-то своё очарование. Фото получаются колоритными:

Ogorody

Что заставляет людей жить здесь сейчас? Ладно раньше, в неспокойные века, они прятались высоко в горах от многочисленных завоевателей, коих проходило немало по территории Грузии. Но сейчас — что их здесь держит? Ведь условия для жизни здесь весьма суровые, спартанские. И температура даже в это время года, в сентябре, явно на десяток градусов ниже, чем в долине. А зимой то что здесь ловить? Или они перебираются на зиму куда-то поближе к цивилизации?

А ближайшим крупным посёлком должен быть Годерзи.

И скоро мы получаем подтверждение тому в виде указателя:

Goderzi

Это значит, что мы забрались на перевал. И ещё Годерзи — это горнолыжный курорт.  Курорт был открыт в середине декабря 2015 года и стал четвертым в Грузии, после Гудаури, Бакуриани и Хацвали. А горнолыжный курорт — это мне всегда интересно.

Goderzi-1

В этом месте наблюдается хоть какое-то подобие цивилизации: видно, что ставят опоры для подъёмника и что строят отели, гостевые домики. Только вот как подумаю, КАК сюда зимой добираться, сразу с теплотой вспоминаю старое Краснополянское шоссе. Даже оно теперь не кажется мне опасной дорогой…

После Годерзи дорога начинает спускаться с перевала, и мы пытаемся прибавить скорость:

Oblaka

Тем более навстречу начинают попадаться хоть какие-то автомобили. И они явно едут быстрее 20 км/час. Но слишком разогнаться не получается: за очередным поворотом нас ждёт сильно намокшая грунтовка и уже накатанная в ней колея… А под колёсами хрустят камешки, которые тащит вниз дождевыми потоками…

Дорога постепенно спускается в долину, и мы проезжаем безвестные деревеньки. Дорога в них ещё более разбитая, как ни странно. Часто приходится обгонять какие-то просто раритетные «развалюхи»… Одному богу известно в каком году они сошли с конвейера завода…

Деревеньки сменяются одна за другой, а хорошей дорогой и не пахнет:

TAT-domiki

На фото, кстати,  вы видите самые приличные участки дороги. Потому что на «неприличных» фотографировать просто нереально — подкидывает и трясёт так, что  я чуть не выбила себе глаз, прицеливаясь в окошко видоискателя…

По обочине дороги идёт старичок. Спрашиваем его — далеко ли ещё до Хуло? Около 20 километров, отвечает он. Значит ещё около часа езды, прикидываем мы. Смешно — 20 км за час? А вот нам было уже не смешно на от момент: мы были вымотаны 3-х часовой ездой по грунтовке, и к тому же скоро начнёт темнеть.

Pereval

Вообще говоря, в тех же отзывах туристы писали, что на Трансаджарской трассе можно посмотреть какие-то достопримечательности в виде водопада с рестораном, и нескольких мостов времён царицы Тамар… Но все они, в основном, спрятаны по притокам рек, и для их поиска нужны время и желание. Никаких указателей на них, как вы догадываетесь, на трассе не было.  А ходить и искать под дождём «не знай что и не знай где» у нас не было желания.

Hulo_TAT

На подъезде к Хуло начинаются встречаться деревеньки с мечетями: их минареты в сердце православной Грузии выглядят странно. Но если знать, что долгое время Аджария находилась под турками, и даже в наши дни большинство жителей Аджарии — мусульмане, то всё становится на свои места.

Ещё немного поскакав по ухабам грунтовки, выруливаем наконец  в «цивилизацию».

Хуло — Батуми

Когда мы увидели первые участки асфальта на въезде в Хуло, хотелось плакать от радости. Городишко с населением чуть больше тысячи человек живёт своей размеренной жизнью. Они явно не избалованы вниманием туристов. И на наши российские номера смотрят с интересом.

Khulo

Когда мы выходим из машины, то на нас смотрят с ещё большим вниманием: нас шатает так, будто мы опрокинули по стакану крепкого вина и еле держимся на ногах. Позади 5 часов тряски по ухабам, и вестибулярка реально сбоит.

Пока покупаем в магазине минералку, на Хуло спустился густой туман. И мы понимаем, что расслабляться пока рано: до Батуми ещё 80 км. И да, асфальт асфальтом, а серпантин и темноту никто не отменял.

Собственно, остаток пути мы проехали часа за полтора. И ничего, кроме убегающей в свете фар узкой дороги, уже не увидели. И соответственно — не сфотографировали.

Когда подъезжали к Батуми, было ощущение, что это мираж. После глухих горных районов, сверкающий огнями Батуми показался чем-то нереальным.

ночной Батуми

Усталость была дикая. Находим с помощью навигатора забронированный ещё утром гэст-хаус и валимся на боковую.

Итоги маршрута

И лишь на следующий день находим в себе силы подвести итоги этого автопробега.

Итак, 210 км от Боржоми до Батуми мы преодолели за 7,5 часов. Всё обошлось без приключений, но проезд через водопады, постоянное сотрясание машины на неровностях дороги и камни из-под колёс, бьющие по днищу машины, внесли нервозность в поездку. Виды гор были красивыми, да.

Ushelie

Хотя энную часть достопримечательностей Трансаджарской трассы мы не увидели, т.к. они расположены на участке от Хуло до Батуми, а мы там ехали в полной темноте.

Повторила бы я этот маршрут ещё раз? Да, вполне охотно. Но лучше летом, в солнечную погоду. И только НЕ НА СВОЕЙ МАШИНЕ.  Чтобы просто ехать, глядеть по сторонам, а не прислушиваться к новым звукам, доносящимся из подвески на кочках.

Кстати, после возвращения домой нам пришлось таки частично ремонтировать ходовую часть на нашей машине. Потому что появились неприятные звуки в подвеске, и вибрация на руле. Стойки стабилизаторов, втулки стабилизаторов, наконечники рулевых тяг, сайлентблоки, плюс работа по замене всего этого — всё это потянуло на энную сумму. Да, можно списать это на общий немалый пробег автомобиля. Но всё же есть подозрение, что именно  этот квест «съел» последние запасы прочности ходовой части.

Так что я обрисовала вам общую картину на Трансаджарской трассе. Выводы у нас получились такими:

  • Если вы заядлый джиппер, на тюнингованном авто, и частенько мотаетесь на охоту/рыбалку туда, куда Макар телят не гонял, вам эта трасса покажется лёгкой прогулкой.
  • Если же ваш опыт езды по бездорожью сводится к поездкам на дачу по хорошо укатанному просёлку, то ждите от этой поездки острых ощущений.

Впрочем, решать только вам. А мой рассказ про курорт Батуми вы можете почитать вот здесь:

До встречи на блоге!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментариев 14

    Петр:

    Спасибо за статью! Оценить её реально сможет тот, кто проедет по этой трассе сам! К большому сожалению, я прочитал эту статью только после того, как проехал её на своем авто. Происходило это совсем недавно — 21.08.2019 года. И ехал я на авто Тойота Аурис 2013 года. Для тех кто не хочет искать информацию об этой машине, скажу — это 1,5 литровый двигатель, с клиренсом 135 мм. Где-то здесь я прочитал, что эту трассу на таких авто едут те, кто не жалеет свой автомобиль. Сразу отвечу: я очень жалею свой автомобиль, но не стану рассказывать о причинах этого преодоления перевала, а скажу только одно, что мне повезло с погодой (дорога была сухая и очень пыльная), и автомобиль, Слава Богу, выдержал эту дорогу. Пишу по свежим следам, только вернулся домой, и ещё не ездил на диагностику. Думаю, тоже придется немало расходников заменить. Автор статьи пишет о скорости 20 км в час, я часто местами ехал медленней, вплоть до 5 км. И всю дорогу был напряжен, и молил Бога о том, чтобы мой авто не завис на этом «проклятом» пути. Ни одной фотографии я не сделал по той же причине. Какие там фотографии, выбраться бы отсюда. «Какая стыдоба для Грузии эта дорога» — думал я. И сколько денег вбухали в строительство горнолыжного курорта (канатка уже функционировала), а дорога хуже самой последней деревенской. И винить некого, сам дурак, что попался на эту приманку-дорогу. Извините, что эмоционально.

    Ответить
      Екатерина:

      Пётр, спасибо за эмоцмональность! Хорошо понимаю ваши эмоции и причины отсутствия фото. Хороших вам дорог!

    Антон:

    Интересная статья! А люли в деревянных домиках не живут, а временно проживают, когда пригоняют стада на выпас

    Ответить
      Екатерина:

      Антон, спасибо за дополнение, на постоянное жильё это и вправду не очень тянет :-)

    Kep:

    В каком месяце вы там ехали?

    Ответить
      Екатерина:

      В конце сентября ехали.

    VK:

    Наверное, ваша поездка по этой «трассе» — одна из самых скучных в истории :)) А в каком месяце ехали?
    П.С. По каким параметрам CRV становится внедорожником?)))

    Ответить
      Екатерина:

      Ой, да! Я по сравнению с некоторыми гражданами вообще скучно живу: не пью, не курю, шефу морду не бью на корпоративе, с ружьём по лесу не бегаю… И с поездкой этой, конечно, полная невезуха: нигде не посадили машину на брюхо, ничего не оторвали по дороге, никуда не влетели…Скука. Куда интереснее было бы, если б опрокинули машину, пошли в соседнюю деревню за трактором, там попали на разборки с местными джигитами… Вот была б нескучная история, правда?

    Диего:

    Большинство жителей этого региона Грузии, который называется Аджария, не мусульмане! не смотря на не простую историю! и для инфо: Аджария это такая же Грузия как и Имеретия, Гурия, Кахетия и т.д. а вообщем было интересно))

    Ответить
    Захар:

    Спасибо за статью. Были в конце апреля 2018 местами размыло дорогу, снег на перевале 4м. примерно. проехали за 6 часов на л 200 . На пузотерке лучше не лезть.

    Ответить
      Кирилл:

      4 метра снега в конце апреля? Нормальная зима, не то что у нас))) Как впечатления то? СтОит оно того?

    Михаил:

    Хорошо прокатились, молодцы! Немного с погодой не повезло, судя по фото…

    Ответить
    Лена Леер:

    Дааа… Не случилось бы распада СССР, половины этой статьи Катерина бы не написала. Это я про дорогу.
    Ну да что там! Написала бы о чем-нибудь другом, благо, тем предостаточно.
    Ну я попереживала, конечно, за вас, ребята, пока читала про грузинскую глубинку…
    Дай Бог, чтобы такие квесты не «съели запасы прочности» человеческие…

    Ответить
      Екатерина:

      Лена, вы как всегда зрите в корень: на следующий день лежали пластом после этой поездки. И пришли к выводу что надо бы впредь себя поберечь: уже не 20 лет, всё-таки…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.