Оглавление
Читая сводки новостей об авикомпании «Трансаэро», я, как и многие другие туристы, невольно задаюсь вопросом: почему крупнейшая российская авиакомпания оказалась банкротом? Ведь по международным рейтингам эта компания единственная из России входила в двадцатку самых безопасных перевозчиков мира — ни одной катастрофы, то есть ни одного погибшего пассажира за 20 с лишним лет полетов! По объему перевозок она — вторая в России после группы «Аэрофлот», как на внутренних, так и на международных линиях. А на многих направлениях авиакомпания «Трансаэро» была основным поставщиком авиауслуг для туроператоров, предлагая при этом более-менее демократичные цены.
Что же произошло? Какова сейчас ситуация с «ТРАНСАЭРО»?
Причины банкротства «Трансаэро».
Многие эксперты полагают, что авиакомпания «Трансаэро» слишком быстро росла. И не просто росла, пытаясь угнаться за растущим спросом, а росла с опережением. Для этого надо было привлекать много кредитных ресурсов, приобретать много техники, то есть развиваться достаточно быстро. И таким вот компаниям, которые до экономического кризиса набрали много долгов, сейчас сложнее всего. Долги есть, а спроса и рынка, на которые они рассчитывали — нет.
Говорят, в бизнесе всегда надо действовать быстро и решительно. Если повышается спрос, то нужно увеличивать и предложение. ДО кризиса пассажиропоток рос в среднем на 15% в год. И чтобы его обслужить, надо активами обзавестись заранее: обучить персонал, подготовить технических специалистов, авиапарк приобрести, обкатать новые маршруты. То есть идут инвестиции в будущее время. Но произошли события, на которые в «Трансаэро» никак не могли повлиять — общий экономический кризис. Все в курсе, что спрос на авиаперевозки падает. Так на некоторых направлениях , и в первую очередь — дальнемагистральных (Куба, Мексика, Доминикана) — спрос упал на 70%! И понятно, что в этих условиях авиакомпания не в состоянии обслуживать те обязательства, которые они на себя брала: по сведениям из СМИ, «Трансаэро» задолжала финансовым организациям 67 млрд рублей.
Чего ждать (или не ждать) туристам?
Итак, что на сегодня известно: перевозки пассажиров авиакомпанией «Трансаэро» по России и по рейсам за границу прекратятся с 00 часов 00 минут 15 декабря. Если билет куплен на более позднюю дату, пассажиру будут возмещены денежные средства в полном объеме. При этом перевозки из-за границы в Россию будут выполняться, пока все пассажиры не вернутся в Россию. Что касается билетов, приобретенных в составе турпакета, то их возврат будет осуществляться через туроператоров.
В самой сложной ситуации оказались клиенты компании «Библио Глобус», продавший около 200 тысяч туров с вылетом самолетами «Трансаэро». Долгое время такой хороший бизнес-альянс этих двух компаний создавал для туристов вполне очевидные плюсы: цены на такие популярные направления, как Таиланд или Куба, у туроператора «Библио-Глобус» были дешевле , чем у конкурентов. Регистрацию даже на чартерный рейс можно было пройти заранее, в он-лайне. Самолёты были всегда очень хорошие, с нормальным питанием и сервисом.
И как надежный партнёр, «Библио Глобус» уже заплатил своему постоянному авиаперевозчику 4,5 млрд руб. за предстоящие рейсы. Как быть тем туристам, чьи путёвки привязаны к рейсам «Трансаэро»? На данный момент известно, что в октябре 2015г. все туристы с билетами «Трансаэро» улетят: до 25 октября клиенты «Библио Глобуса» будут обеспечены перевозкой.
По поводу того, что будет происходить после 25 октября, туроператор «Библио Глобус» опубликовал разъяснения по поводу оплаченных туров с вылетами на «Трансаэро». Судя по сообщению на сайте, в первую очередь туристам предложат пересадку на рейсы других перевозчиков. Что это за рейсы пока не разъясняется, очевидно, что на эту тему ведутся переговоры. В случае, если пересадка невозможна, компания обещает «возврат денежных средств без удержания фактических затрат со стороны ООО «Библио-Глобус Оператор».

Ситуация с «Трансаэро» доставляет головную боль сотням тысяч туристов…
Но всё хорошо в теории. А вот на практике…
Вчера, 7 октября, в столичном аэропорту «Внуково» случилась самая настоящая давка. Сотни пассажиров провели в воздушной гавани порядка 12 часов из-за отмены рейсов авиакомпании «Трансаэро» Москва — Шарм-эль-Шейх.
На завтра — 9 октября 2015г. — будут отменены ещё 62 рейса авиакомпани Трансаэро, сообщил авиаперевозчик на своей официальной странице в Facebook.
Что быть в курсе, как будут развиваться ситуация с пассажирами «Трансаэро» в дальнейшем, внесите свою электронку в форму ниже:
К тому же, у некоторых туристов уже возникли трудности с возвратом денег за билеты на отмененные рейсы, особенно если они куплены через агентства. Что в общем неудивительно: агентства сейчас должны вернуть клиентам деньги, но когда они сами получат возврат этих денег от «Трансаэро» — неизвестно. То есть сейчас агенства должны изыскать эти средства из собственных бюджетов. Что в условиях тотального падения продаж сделать очень и очень непросто. А лезть в кредиты, рассчитываясь за чужие просчёты в бизнесе, тоже не вариант…
Порядок возврата билетов, купленных через сайт «Трансаэро», вроде бы выглядит просто — нужно направить заявление с данными на адрес электронной почты компании. Но деньги клиенты увидят не скоро. «В связи с огромным количеством обращений срок рассмотрения каждой заявки увеличен,— признаются в «Трансаэро».— Пассажиры получат уведомление о принятии заявки на возврат к рассмотрению в течение пяти рабочих дней после ее подачи. Срок возврата денег — 30 банковских дней». В центре сервисного обслуживания клиентов компании также серьезные задержки: специалисты отвечают на запросы через два дня, среднее время ожидания на горячей линии — час-полтора.
Про дешёвый Таиланд можно забыть..
Итак, давайте попробуем представить, каким будет предстоящий туристический сезон без «Трансаэро».
Многих туристов и турагентов прежде всего волнует, какими будут цены на Таиланд, Вьетнам, Гоа.
Ведь многие уже начали бронировать Новый год. В осенне-зимний период массовые азиатские направления всегда были если не «золотой жилой» сезона, то уж точно надежной опорой для турагентов, благодаря большому объему перевозки и сравнительно дешевой «наземке». Но сейчас, когда «Трансаэро» выходит из игры, возникает много вопросов о расстановке сил на этих направлениях.
Долю «Трансаэро» могли бы занять авиакомпании туроператоров Anex Tour и Pegas Touristik с их дальнемагистральными бортами. Но в существующей ситуации наращивать объемы компании не планируют. Потому что на многих «зимних» направлениях наблюдается падение спроса. По итогам полугодия почти в два раза упал турпоток в Таиланд, на 44% — в Индию, на 43% — в Китай. На этом фоне полеты в Москву прекратили ряд азиатских перевозчиков: Thai Aiways, Cathay Pacific, SriLankan Airways.
Так что, и это уже очевидно, с уходом «Трансаэро» закончится эпоха профицита перевозки и низких цен. В Москве, где у перевозчика были наиболее сильные позиции, можно ожидать существенного повышения цен. И хотя регионов это коснется в меньшей степени, так как там немного другие игроки на туристическом рынке, про дешевый Таиланд всем можно забыть… Проблема в том, что в турах на дальнемагистральных направлениях наземное обслуживание составляет лишь 20-30% стоимости, в т.ч. размещение — около 15%. Поэтому даже двукратное снижение прайсов от отельеров, предпринятое ими для привлечения российских туристов, даст едва заметный эффект.
Кроме того туроператоры и авиакомпании будут ужесточать условия работы — появится больше контрактов по предоплате, возрастет роль регулярной авиаперевозки. Поэтому турагентствам стоит ориентировать туристов на раннее бронирование, так как тарифов last minute станет меньше.
Ожидаемое банкротство «Трансаэро» закономерно вызвало нервозность на туристическом рынке. Туристы с билетами прогоревшей авиакомпании на руках атакуют агентства, агентства — туроператоров, эксперты рынка призывают не паниковать и не принимать спонтанных решений. Пока что есть основания предполагать, что ситуация разрешится относительно безболезненно для турбизнеса и его клиентов.