Екатерина Титова

Третьяковская галерея в Москве: почему нужно побывать там

Сто шесть залов, площадь 35,6 тысяч квадратных метров, 190 000 произведний искусства… Вот лишь несколько фактов о Третьяковской галерее в Москве.

Государственная Третьяковская галерея является одним из главных музеев не только столицы, но и всей России. В ней собраны работы самых известных русских художников.

Но это всё остаётся для вас просто цифрами и словами, пока вы лично не посетите этот музей. Туда стоит сходить всем. Ну, а тем, кто как-то связан с искусством — это место просто обязательно к посещению.

Поэтому мы отправились в него в прошлые выходные. Рассказываю, какие получили впечатления и что можно увидеть за одно посещение.

Третьяковская галерея в Москве: отчёт о посещении с фото

Как удобнее добраться

Третьяковская галерея расположилась в самом центре Москвы, по адресу: Лаврушинский пер., 10.

Здесь нет бесплатных парковок. Поэтому самым простым способом добраться до галереи я бы назвала метро. От станции метро «Третьяковская» мы дошли пешком до галереи за 7 минут.

Как лучше покупать билеты и сколько они стоят

У  Третьяковской галереи есть официальный сайт в интернете, где можно заранее купить билеты.

Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • билеты продаются на конкретное время! Количество билетов на каждое время регламентировано. Таким образом галерея регулирует количество посетителей, чтобы не было толп в залах. Если вы купили билет на 11:00, то зайти нужно до 11:29, потом он аннулируется.
  • цена на билеты: 500 руб. — стандартный тариф, 300 руб. — льготный (для пенсионеро), 250 руб. — детский (с 7 до 17 лет)
  • на сайте доступна оплата билетов по Пушкинской карте.

График работы: галерея работает с 10:00 до 21:00. Последнее время, на которое можно купить билет — это 18:30. Выходной в Третьяковской галерее, как и во всех порядочных музеях, в понедельник.

История создания галереи

Галерея названа Третьяковской в честь своего создателя — московского купца Павла Третьякова. Памятник ему стоит на входе, перед зданием галереи:

Если вы пойдёте в Третьяковку, то перед осмотром основной экспозиции как раз пройдёте через зал, где рассказывается история создания Павлом Третьяковым своей галереи и его биография:

А она довольно интересная. Павел Третьяков родился в 1832 году в обеспеченной купеческой семье. Старшего сына Павла и второго по старшинству Сергея к семейной торговле приобщали с ранних лет. Серьёзный и вдумчивый, Павел уже в 15 лет вел бухгалтерию. И, когда не стало отца, 18 летний (!) Павел принял его дела на себя. благодаря его стараниям, торговля продолжала процветать. Если отец владел пятью лавками, то его сыновья стали настоящими промышленниками. Через 16 лет на паях с еще двумя купцами Павел и Сергей Третьяковы открыли льняную мануфактуру в Костроме.

Богатые торговцы в то время охотно сближались с артистами, художниками, учеными, принимали активное участие в разных общественно-полезных начинаниях. Типичный пример —  купец Савва Мамонтов. Кстати, на его двоюродной сестре — Вере Мамонтовой — Павел Третьяков женился в 1865 году. К тому же Третьяков много путешествовал: он посетил более 200 городов в 20 европейских странах. Так что у будущего основателя галереи были возможности ознакомиться с лучшими музеями мира.

Идея создать в Москве коллекцию лучших произведений искусства пришла к Павлу Третьякову после посещения петербургского Эрмитажа. Первыми картинами в его коллекции стали «Искушение» художника Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» работы В. Худякова. Полотна были приобретены в 1856 года, когда Павлу Михайловичу было всего 23 года. Эти приобретения и положили начало галерее.

Подход Третьякова к выбору картин принципиально отличался от подхода других коллекционеров. При покупке картин он руководствовался не с только личными вкусами, сколько мыслью о том, чтобы привлечь внимание публики к русской живописи. Это было время жарких споров между западниками и славянофилами. Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии. Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, стОящее, потому их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.

«Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства… Вы знаете, я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин»

К моменту открытия галереи в 1867 году его коллекция насчитывала уже более 1000 полотен. Для неё было построено отдельное крыло, т.к. в особняке самих Третьяковых эти сокровища уже не помещались…

В 1892 г., после смерти брата Сергея, Павел Третьяков написал заявление в Московскую городскую думу — и передал коллекции и здания в дар городу. Но до конца жизни Павел Третьяков оставался попечителем галереи, покупал для нее картины, работал над каталогами, расширял площади. За свой щедрый дар он получил дворянство от императора. Однако Третьяков отказался от него, заявив, что купцом он родился, купцом и умрёт.

В декабре 1898 года Павла Третьякова не стало.

После революции 1917 года галерею национализировали, а коллекция стала пополняться произведениями, конфискованными из частных собраний. В 1985-м Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника.

Сейчас в здании в Лаврушинском переулке размещена коллекция живописи с древнейших времён до 1910-х годов, а в отделе на Крымском Валу — искусство XX века.

Мы нацелились на Лаврушинкий переулок. Билеты были куплены заранее. Так что, сдав верхнюю одежду в гардероб, мы отправились навстречу с искусством.

Произведения Третьяковской галереи: что увидим

Очень рекомендую взять на входе буклетик со схемой галереи. Ведь так вам будет понятнее — на чём сконцентрировать внимание, где какие картины находятся. Потому что внимательно отсмотреть содержимое всех 60 залов галереи у вас вряд ли получится. Через пару часов вы устанете, и уже будете гораздо  менее восприимчивы к прекрасному…

Неплохо также взять аудиогид по галерее, чтобы под каждую картину получать информационное сопровождени (доступные языки: русский, английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, немецкий, китайский, корейский).  Поверьте, так гораздо интереснее смотреть картины.

Но даже те туристы, кто в целом далёк от искусства, увидят в Третьяковке знакомые с детства произведения.

Например, репродукцию вот этой картины вы точно видели не раз:

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Картину «Всадница» К.Брюлов написал в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание. Брюллов написал эту картину в духе традиционных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, приглушённым фоном.

А среди этих портретов трудно не узнать портрет А.С.Пушкина:

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига.  В 1927 г. Пушкин находится в зените собственной славы. Его называют «гордостью родной словесности». Уже вышли из-под его пера поэмы: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», главы романа «Евгений Онегин», многие стихи. Уже были в жизни поэта и южная ссылка, и ссылка в Михайловское. Уже почувствовал на себе и царскую опалу, и царскую милость…

Дельвиг уговорил Пушкина запечатлеть себя на портрете. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца. Портрет обрел славу, как только вышел из мастерской живописца. Его появление 1 сентября 1827 года на выставке в императорской Академии художеств стало событием. О нем говорили в светских салонах и на петербургских улицах – поражались сходству, живому взгляду поэта, верно схваченному художником.

Сам Пушкин тоже высоко оценил свой портрет — он написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Этот портрет Дельвиг хранил у себя до самой своей смерти. А после Пушкин выкупил его у вдовы Дельвига за 1000 руб.

Следующую картину многие тоже видели не раз, в т.ч. в школьных учебниках — это картина В.Сурикова «Боярыня Морозова»:

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887

На ней изображена сцена времен церковного раскола XVII столетия: боярыню Феодосию Морозову, которая поддерживала старую веру, сослали в Чудов монастырь. Суриков запечатлел момент, когда Морозова, проезжая на санях мимо монастыря, вскидывает руку в двуперстном крестном знамении, которое принято было у раскольников. Одним из прообразов боярыни Морозовой стала женщина из старообрядцев, которую Василий Суриков случайно встретил на кладбище. Её портретный набросок он создал всего за два часа.

Ещё одно известное произведение — это «Неравный брак» Василия Пукирева:

В.Пукире «Неравный брак» 1862г.

Василия Пукирева точно не назовешь широко известным художником. На фоне других признанных российских мастеров живописи Пукирев не особо выделялся, пока в 1862-м он не создал картину «Неравный брак», сразу же ставшую необычайно популярной. Ее выставили в Петербурге, а потом даже отправили на всемирную выставку в Париж.

Чем же объяснить такой успех картины? Перед нами сцена венчания пожилого жениха и молодой невесты, которая находится на церемонии явно не по своей воле и от этого не в силах сдержать слезы. За происходящим наблюдают гости, собравшиеся за спинами «молодоженов». Один из них — молодой человек, стоящий за спиной невесты, всем своим видом выказывает протест происходящему. Говорят, у художника был друг, возлюбленную которого выдали замуж за богатого купца, который был старше невесты на 13 лет. Жизнь сложилась так, что этот друг вынужден был присутствовать на венчании возлюбленной в качестве шафера. Первоначально художник изобразил в этом молодом человеке своего друга, но тот был возмущён, и полотно пришлось переделать. В итоге Пукирев изобразил там самого себя.

Этой картиной Пукирев очень наглядно заявил о существовавшей тогда проблеме неравных браков и, как сейчас говорят, здорово хайпанул. Дело в том, что в России среди богатых вдовцов было модно брать в жены молодых девушек, не особо интересуясь их желанием. Церковь со временем начала запрещать браки с огромной разницей в возрасте, но это мало кого волновало. Прогрессивные художники и писатели подметили это в своих произведениях. Пукирев первым из художников создал масштабное полотно на данную тему, а Александр Островский посвятил проблеме две известные пьесы: «Бедная невеста» и «Бесприданница».

Современник художника — ещё один художник Илья Репин, даже сам был свидетелем того, как его возрастной приятель отменил свадьбу с молодой женщиной, поскольку не хотел, чтобы его сравнивали с героем картины «Неравный брак».

А вот и картина самого Репина:

И.Репин «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца».

Летом 1884 года Илья Ефимович получил заказ от министерства императорского двора написать парадную картину, посвященную событиям коронации нового императора. Александр III вступил на престол на следующий день после похорон своего отца императора Александра II, убитого 1 марта 1881 года народовольцами. Однако официальная коронация в Успенском соборе Московского Кремля состоялась лишь спустя два года. Первые месяцы молодой император оставался в Гатчине, опасаясь покушения.

Освещая этот момент русской истории, Репину предстояло показать не просто царя, окруженного народом, но государя, ответственного за будущее России. Он изобразил его властным. Жесткий взгляд Александра пытается охватить как будто бы всю Россию. Царица с детьми и придворная знать стоят в отдалении.

Художник чутьем угадал, каким будет царствование Александра III. За тринадцать лет своего правления Александр увеличил бюджет страны в девять раз; в короткие сроки был осуществлен фантастический проект императора –– постройка Транссибирской магистрали, самой протяженной железной дороги в мире; а главное, Россия не приняла участия ни в одном международном военном конфликте.

— Во всем свете у нас только два верных союзника — наши армия и флот! — заявил Александр III.

Ой, как актуально звучат эти его слова сейчас,  в 2022 году!

А вот ещё одно полотно, которое меня заставило остановиться и погрузило в раздумья, ибо очень созвучно оно современной повестке дня:

Это картина русского художника Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз вонйы». На выженной земле стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли или сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку. На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.

Вообще, в основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Но согласитесь, как актуальна тема гибели и разрушений сегодня…

Некоторые картины поразят вас не только актуальностью или историей создания, но и своим размером.

Например, вот это полотно Александра Иванова «Явление Христа народу», которое он создавал 20 лет с  1837 по 1857 годы:

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

За эти годы он создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Вообще, под многими крупными картинами можно увидеть их маленькие копии — это предварительные эскизы:

Так что даже большие мастера предпочитали сначала проработать замысел на «черновике», а уж потом приступать к большому формату.

Не могли мы пройти и мимо картин художника И.Айвазовского:

Главным источником вдохновения для Айвазовского всегда было море, и потому оно занимало центральное место в его картинах.

А тема морских пейзажей нам, проживающим в последние годы в Сочи, особенно близка. Мы с дочкой как раз читали недавно биографию знаменитого художника-мариниста, автора более 6000 картин. Да и в музей Айвазовского в Феодосии я всем рекомендовала сходить в своих статьях по Крыму (Что посмотреть в Феодосии: невредные советы)

Если у вас будет возможность заглянуть в зал Айвазовского в Третьяковке, обязательно уделите ему особое внимание, чтобы самим прочувствовать всю мощь и завораживающую силу морских просторов.

Так, осматривая картину за картиной, мы перемещались из зала в зал.

Помимо живописи, в азалх Третьяковки вы увидите и скульптурные произведения:

Например, лично мне было осбоенно интересно увидеть работы скульптора Коненкова, потому что я как раз недавно прочитала удивительную историю любви Маргариты Коненковой и Альберта Эйнштейна (почитайте на досуге, весьма увлекательно):

Короче, когда у тебя есть определённый багаж знаний о тех или иных людях и событиях, то посещение галерей и музеев становится не просто походом для галочки, а увлекательной историей…

К сожалению, нам уже не хватило сил на осмотр залов с графикой и иконами — они находятся в зала с 49 по 62. Потому что на прохождение предыдущих 48 залов Третьяковской галереи мы потратили 3 (три, Карл!) часа. И ноги уже гудели, и чувство голода начинало напоминать о том, что завтрак был давно, и пора уже чем-то подкрепиться.

Кафе в Третьяковке есть, находится рядом с гардеробом. Но как-то оно не привлекло нас своим меню и показалось не очень уютным… Зато вспомнили, что по дороге от метро к галерее видели в переулке пару небольших кофеен. Вот туда мы и отправились:

Наше резюме по Третьяковке и полезные ссылки

И вот, под чай/кофе с вкуснейшими блинчиками, мы подвели итоги похода в Третьяковку.

Что сказать? Конечно, никого не оставит равнодушным эта галерея. Это невероятно, когда все изображения известных картин из учебников становятся реальностью!

Я действительно считаю, что Третьяковская галерея — обязательный пункт туристической программы в Москве. Об остальных пунктах читайте вот в этом обзоре: Что посмотреть в Москве в октябре-ноябре

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Здесь проводятся различные образовательные кинопрограммы, ретроспективы к выставкам, показываются авторские фильмы, устраиваются встречи с деятелями искусства.

Я думаю, что это был наш первый, но отнюдь не последний визит в Третьяковскую галерею. И в следующий раз мы обязательно доберёмся и до Новой Третьяковки.

А пока на этом буду заканчивать своё повествование. Делитесь в комментариях — были ли вы в Третьяковке, что из её коллекции произвело впечатление на вас?

Ну, и напоследок  — полезные ссылки для тех, кто привык плнировать свой отдых.

Если планируете много гулять по центру Москвы, то и отель/апартаменты лучше присмотреть здесь же, в центре. Даже в центер можно найти вполне бюджетные варианты: Комфорт-Москва 3*, Come Inn 3*, People Red Square Hotel 3*.

Если бюджет позволяет не экономить, то можно взять что-то из известных отельных цепочек: AZIMUT Сити Отель Смоленская Москва 4*, Park Inn by Radisson Sadu, Moscow 4*, Mercure Москва Павелецкая 4*.

А если предстоит много передвижений по всей Москве и её пригородам, то лучше берите авто в аренду: Мой автопрокат

Интересных вам походов в музеи Москвы и до встречи на блоге!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *