Оглавление
Привет, друзья!
Всех с наступающими праздниками! В то время, пока вы наряжаете ёлки и заготавливаете продукты для новогоднего стола, наша отважная команда «Сочифорнии» пробиралась через тернии к звёздам! А точнее — делала очередной автопробег по маршруту Уфа — Сочи. И по результатам этого заезда я, как заведено, подготовила для вас подробный отчёт, каково это — ехать в Сочи на машине зимой.
Этот путь у нас занял 3 дня. Маршрут был знаком, места ночёвок тоже. Но всё-таки мы ощущали некую нервозность перед выездом. Зимние поездки по России на такое расстояние были для нас пока непривычны. Ведь до этого мы ездили всегда или в мае, или в сентябре-октябре. А это 15-18 часов светового дня. И всё проходит в «лайтовом» режиме. А зима — она и в Краснодарском крае зима. Особенно в этом году сочинцы радовались совпадению календарной зимы и пейзажа за окном в виде заснеженных пальм…
Ну, давайте, я вам по порядку теперь всё расскажу.
Зимняя дорога в Сочи: маршрут, ночёвки, итоги
День первый: Уфа — Самарская Лука
Пройденное расстояние: 470 км. Да, недалеко уехали, скажете вы. Но мы так и запланировали. Знали, что по зимним дорогам пытаться проехать эти 1300 км до Волгограда за один приём — это будет ну очень тяжело. Мы хоть не пенсионеры, но и не пионеры — так себя истязать…
Поэтому, выехали мы в обед. До обеда успели доделать кучу дел в Уфе (а почему-то всегда так получается — сколько не пытайся все дела переделать заранее, что-то всегда остаётся на последние часы до выезда). Машин на трассе было не так чтобы очень много, так что особо часто на обгоны не приходилось идти.
Перед выездом из города заехали купили моторного масла на долив — наша «ласточка» на трассе становится весьма прожорливой на это дело. Вообще, за пару недель до выезда загнали машину на ТО и поменяли всё, что требовало замены ( а это: пыльники передние и задние, тормозные колодки передние и задние, втулки задних стабилизаторов). Так что, сюрпризов от машины не ждали.
Не стали менять лобовое стекло, хотя трещина на нём и стала «яблоком раздора» в комментариях по видеоролику про нашу предыдущую поездку в Сочи на машине. Вот в этой статье почитайте, если интересно: В Сочи на машине: мы снова сделали это! Нет никакого смысла, по-чесноку: потому как при частых поездках «на дальняк» такая же трещина на новом стекле может появиться на первых же километрах после выезда на трассу, особенно зимой. Дороги-то у нас чем посыпают? Такие булыжнички прилетают на лобовое стекло — мало не покажется!
Ладно, я немного отвлеклась. Про маршрут пару слов. Выехали на трассу М-5 и собственно по ней и ехали до развилки, где поворот на Тольятти и Жигулёвск. А нам нужно было именно туда, поскольку нас любезно согласилась принять на ночлег турбаза «Волжские зори», где мы останавливались три месяца назад по дороге из Крыма в Уфу.
Нам это место очень понравилось: тихий уголок на берегу Волги, на территории природного парка Самарская лука. Уютные домики. На этот раз нас поселили в главный корпус — домики зимой не работают. Но нам понравилось и в номерах))
Пока ехали по Башкирии, за бортом было — 17 градусов. Видимость была хорошая, только чуть по дороге позёмка вилась. Ближе к Самаре стало теплеть, и у нас начались проблемы с лобовым стеклом. Из-под колёс фур полетели грязные брызги, дворники моментально забились грязью. А наша НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ жидкость в бачке замёрзла, так её разэдак! Хотя надо признаться, и морозы в Уфе всю неделю до этого трещали под -30, так что жидкости было от чего заледенеть…
И вдобавок уже стало темнеть. Короче, последние 150 км мы ехали довольно медленно, так как почти на ощупь. На заправке пришлось брызнуть на лобовое стекло жидкостью для мытья стекол (она у нас с летних вояжей ещё в машине прописалась, когда приходилось размазанную летучую живность от лобового отмывать…) и оттирать его вручную.
В целом, всё прошло без приключений. Километраж небольшой, устать не успели. Но решили лечь спать пораньше, чтобы и выехать на утро как можно раньше. Следующим пунктом был Волгоград. До него почти 800 км. Навигатор предсказывал нам 12 часов езды.
День второй: Самара — Волгоград
День начался в 7 утра, за окном едва забрезжил рассвет. И в рассветных сумерках за окном стала видна зимняя сказка: заснеженные бревенчатые домики турбазы, широкая лента и противоположный берег Волги…
Но особо любоваться нам было некогда: нужно использовать по максимуму короткий световой день.
Пока прогревается машина, мы делаем небольшой променад по территории турбазы в сопровождении двух милых пёсиков. Они как настоящие хозяева — указывают нам путь.
Оживлённый летом пляж турбазы сейчас погружен в белое безмолвие. Зато раскидистые ели на территории турбазы служат отличным фоном для проведения новогодних праздников.
Выехали с турбазы «Волжские зори» в 8:30 утра. Проехали 30 км до выезда на трассу по зимней сказке и снова попали в плотный поток фур. Температура за бортом была около -8 градусов, через часа полтора ещё потеплело до — 6. На дороге была откровенная грязная «каша». Дворники едва успевали счищать эти грязные брызги с лобового стекла. И через сотню километров левый дворник (со стороны водителя) пришлось заменить на новый — старый просто измочалился в хлам и мазал грязь по стеклу.
Одновременно с покупкой дворника купили и ещё один баллон незамерзающей жидкости, долить в бак и посмотреть — не улучшиться ли ситуация, т.к. было ощущение, что наша старая незамерзайка всё-таки какая-то левая. Но новая оказалась ничуть не лучше — брызги есть, толку мало. Помню лет 5-7 назад были такие незамерзайки, что как брызнешь на стекло — так сразу спиртосодержащее амбре идёт в салон. А сейчас — никакого запаха. И толка мало…
За Сызранью поток становится менее интенсивный — видимо, бОльшая часть машин уходит дальше по М-5, на Москву. А Мы движемся на юг, наши чек-поинт на сегодня: Вольск, Саратов, Камышин. В Волгоград должны прибыть в 8 вечера, судя по навигатору. Знаем по опыту — он редко ошибается.
Пейзаж за окном не слишком отличается разнообразием. Лишь в одном месте дорога перебирается с бугорка на бугорок, а по сторонам — заснеженные ёлочки.
Но большая часть пути — это бесконечные волгоградские поля, до самого горизонта…Снега на них мало. Иногда (редко) видно Волгу.
На одной из заправок, на объездной вокруг Саратова, покупаем выпечку, на бегу пьём в машине свой чай из термоса — останавливаться и сидеть в кафе особо не хочется, нежелательная потеря светлого времени. Знаем по прошлым поездкам — темнеет в этих регионах рано. После Саратова движемся точно на юг по Р-228.
Это самый нудный отрезок пути. Во-первых, позади уже 450 км, больше половины сегодняшнего маршрута. И усталость уже накатывает, и сумерки начинают сгущаться. Хотя по местному времени всего лишь четвёртый час дня. И главная неприятность — туман, днём еле заметный, теперь сгущается…
На подъезде к Камышину темнеет окончательно. На часах полпятого. Ехать ещё 3 с лишним часа. И всё бы ничего, но уже второй вечер подряд замечаем такую особенность местных широт: как только начинает холодать, на лобовое стекло начинают прилетать капли измороси. Казалось бы, за бортом -6, почему вода, а не снег? Но это не дождь, а тот самый туман оседает на все тёплые предметы и покрывает их ледяной коркой. Выставляем отопитель на максимум и направляем его только на лобовое стекло. Пробовали вчера в такой же ситуации убирать обдув лобового стекла, так оно просто покрылось корочкой льда.
Сейчас щётки машут в максимальном режиме, и стекло так или иначе прочищается. Но стоит убавить обдув — ледяная корка махом нарастает. Короче, мы так поняли — это особенность климата Поволжья. Воды рядом много, она испаряется и в виде такого вот тумана обволакивает всё и вся. И та же корка льда покрывает и дорогу…
Последние полторы сотни километров просто изматывают. Фары, покрытые такой же ледяной коркой, светят еле-еле. Дорога покрыта грязной крошкой и разметки не видно. Боковых отбойников с отражателями тоже нет. МЫ ЕДЕМ ПРОСТО НА ОЩУПЬ! На видео это очень хорошо видно, смотрите и увидите сами:
Такие же проблемы с ориентацией не только у нас, похоже. Чуть впереди успеваем заметить «мигалку» гаишников, приехавших на место аварии: две машины, легковушка и «Газель», стоят точно (!) посередине дороги, капот к капоту. Как будто давно не видевшиеся знакомые встретились и легонько поцеловались. То есть каждый ехал не быстро, увидев другого — тормозил, но до последнего был уверен, что едет по своей полосе.
А мы даже не решаемся остановиться на обочине, чтоб попытаться отбить корку с фар — её, обочины, просто не видно. Опять же, как немое подтверждение нашим опасениям, — соскользнувший на бок грузовик. Тоже, видимо, поехал на обочину, но где она кончается — не смог определить вовремя…
Подъезжаем к Волгограду на пределе напряжения зрительных каналов. Так устали всматриваться в коричнево-грязное полотно дороги, что не слушаем навигатор и едем к отелю «Хуторок» не по объездной дороге, а прямо — через город. Городские улицы пусть и не отличаются хорошим асфальтом, но хоть освещаются нормально!
Минут через 10 упираемся в хвост пробки. Навигатор её начинает показывать минут через пять нашего фактического в ней нахождения. Видимо, только что образовалась, понимаем мы. И что вы думаете, послужило её причиной? Четыре аварии подряд, на расстоянии 50 метров друг от друга! Весело тут у них, ничего не скажешь!
В последний момент решаем заехать опять в ТЦ «Комсомолец» — поесть на фуд-корте и купить еды на завтра в супермаркете. Идти куда-то в кафе/ресторан нет желания — устали, на дворе суббота, праздники новогодние, везде толпы народа, корпоративы и т.п., просидим часа полтора в ожидании заказанного. А так — за 30 минут поели, попили, продукты купили и выехали из ТЦ.
Вот и наш славный отель «Хуторок». Та же девушка-администратор Алла Скворцова, что и в сентябре, выдаёт нам ключи от нашего номера. Он теперь на 3-ем этаже, подальше от музыки в ресторане. Всё так же уютно, просто крыша мансардная, со скосом, и площадь номера чуть меньше.
Но какой же кайф — принять тёплый душ и упасть в чистую удобную кровать. В комнате тепло, тихо и уютно. Бревенчатые стены дают ощущение, что ты за городом, в домике где-то на хуторке… Клонит в сон. Завтра предстоит последний рывок — до самого Чёрного моря.
Итог этого дня: 800 км за 11 часов.
День третий: Волгоград — Лазаревское
Вот уже второй раз замечаю: спится мне в отеле «Хуторок» на редкость крепко. Хотели выехать пораньше, но получилось как всегда — где-то в половине девятого утра.
Поблагодарив администраторов отеля — Аллу и Иветту, покидаем гостеприимный «Хуторок».
Навигатор предлагает два варианта маршрута: первый — через Котельниково и Сальск с выездом на М-4 уже за Ростовом, и второй — по А-260, через Калач-на- Дону, Суровикино и Каменск-Шахтинский с выездом на М-4 выше Ростова. Мы ездили по обоим маршрутам в прошлые наши автозабеги до Сочи, про них я пишу здесь:
На этот раз выбираем маршрут №2, через Калач-на-Дону и Ростов. Потому что неизвестно, как выглядят зимой второстепенные дороги — не переметает ли их (а там сплошные поля да степи!), чистят ли их… Да и в целом, в прошлый раз этот маршрут нас порадовал хорошим дорожным полотном и развитой инфраструктурой вдоль дороги.
До выезда на М-4 от Волгограда у нас 350 км. Проезжаем их где-то часов за пять. Летим неплохо: поток машин небольшой, ограничительных знаков мало. Пару раз останавливаемся: купить очередной, уже 3-й за этот маршрут баллон «незамерзайки» (за бортом по-прежнему минус, но дорога очень грязная) и заправить машину.
На М-4 выезжаем уже в обед. Ещё 120 км до Ростова пролетаем практически за час. Но на подъезде к Ростову упираемся в хвост огромной пробки. Радует лишь одно — этот поток стоит на въезд в город, на объездную сворачивает только часть всех этих машин. Так что здесь заминка у нас минимальная.
За Ростовом накатываем чувство голода. Вспомнили, как в прошлый раз пообедали в одной пончиковой где-то в этих краях. И тут же попадается реклама того же самого заведения. Оказывается, это целая федеральная сеть пончиковых. Заходим в ближайшую. Обед обходится в 500 руб. на двоих, что за эту сумму там можно покушать — смотрите видео.
Дальше летим тоже быстро. Уже по краснодарскому краю: станицы Кущёвская, Крыловская, Павловская… Дорога идеальная! И само полотно, и то как разделены два встречных потока: не просто разделительная полоса и отбойники, но и отражатели света встречных фар. Никто тебя не слепит своими неоновыми прожекторами! А это актуально, поскольку уже стемнело. Радует, что дорога сухая и чистая. Нет этой дурацкой измороси, как под Волгоградом и Самарой. Ну, думаем, этак мы и до Сочи можем добраться сегодня!
Не тут то было. На подъезде к Краснодару опять упираемся в хвост какой-то пробки, которую наш навигатор не показывал. Образовалась минут 10 назад, как пишут другие участники пробки, из-за горящей машины! Горит грузовик, ДПС перекрыли всю нашу сторону дороги. Стоим. 10, 15, 20 минут. Кто-то пролетает по обочине. Но возможно, они уходят направо — там отходит какая-то второстепенная дорога, не доезжая до места, где перекрыто движение. Мы не суёмся на обочину.
В общем, через минут 40 очень медленно начинаем двигаться. Ещё минут 20 едем до места горения машины, и только потом врываемся на просторы чистой дороги. Итого — час времени потерян. Жаль, очень жаль… Этот час для нас критичен: до 24 -х часов мы уже в Сочи не приезжаем.
Решаем ехать, докуда хватит сил. За Краснодаром немного промахиваемся на развязке под Адыгейском: там до последнего кажется, что мы едем прямо, но в результате дорога уводит налево, а чтобы проехать прямо — нужно брать правее. Даже с навигатором ошибаемся! Причём уже второй раз, как вспомнили…
В горы въезжаем в полной темноте, поэтому никакого ощущения, что уже скоро приедем, нет. Просто дорога теперь идёт лёгким серпантином. Есть несколько участков, где идут ремонтные работы, так что сильно не разгоняемся. В Джубгу въезжаем в девятом часу вечера. Но решаем ехать дальше — силы ещё есть. А вот завтра нам нужно быть в Красной Поляне до 12 часов. И етсь шанс встрять в утренние пробки на серпантине. В общем, решаем, что будем ехать ночью по этому серпантину — дорога уже изучена за предыдущие поездки досконально, а машин ночью меньше…
Скажу прямо — это оказалось очень правильным решением. Я села за руль где-то под Туапсе, и могу сказать — в темноте серпантин мне дался проще, чем днём. Может, дело в том, что темноте не отвлекаешься на окрестные пейзажи, и разметка вся светится. В общем, когда на часах приближалось 23 часа, решили по старой памяти ночевать в Лазаревском. В Поляне в часа ночи нас точно никто не ждёт. Позади 950 км дороги.
Нашли на Букинге гостевой дом «Яна» за 650 рублей, забили адрес на навигаторе, и практически через 15 минут нашли нужное место.
Для одной ночёвки данный гостевой дом нас устроил: номер небольшой, но уютный, со всеми удобствами в номере. Уснули, даже не проверив электронную почту и не почитав новости перед сном.
А новости были печальные: именно в этот день над Чёрным морем разбился российский военный самолёт с артистами и журналистами. Он сел на дозаправку в аэропорту Сочи, и потерпел крушение через 2 минуты после взлёта… Это мы узнали лишь следующим утром, подключив отельный вай-фай.
День четвёртый: Лазаревское — Красная Поляна
До Сочи от Лазаревского 60 км. От Сочи до Красной Поляны — ещё 80. Итого 140 км. 2-2,5 часа езды. Выехали из Лазаревского в 8:30 утра. Машин на трассе пока немного, дождик то начинает моросить, то прекращается. Температура +3, и это такой кайф после 30 градусных морозов в средней полосе России! Наконец-то, после испытаний ветрами и холодом, попадаешь в комфортную среду обитания. В общем и целом, этот отрезок пути сам по себе уже настолько мне знаком, что я могу его проехать с закрытыми глазами. Еду, гляжу на мелькающую гладь моря и улыбаюсь…
Видимо, поэтому внимание ослабло, и я в одном месте заехала левыми колёсами за сплошную полосу, на встречку. Услышали за спиной полицейскую сирену и приказ прижаться к обочине и остановиться. Остановила машину. Сижу, готовлю документы. Подошёл один сотрудник ДПС, всё проверил и попросил пройти в их машину. Там мне показали злополучный поворот с моими двумя колёсами на встречке. «Как же вы так, Екатерина Сергеевна?» «Четвёртый день в дороге, уважаемые!»- отвечаю. «А чего это вам муж на серпантине руль доверил, а не сам едет?» «А я эту дорогу лучше него знаю — я в Сочи два года уже работаю, езжу здесь часто».
Этого они явно не ожидали, судя по лицам. Да, говорю, я не ваш клиент. Мы не туристы с туго набитыми кошельками. Туристы — не мы. Денег ещё не заработали, приходите позже. Или, хотите вас на лыжи поставим? В общем, после нескольких минут хитрых прищуров и воспитательной беседы в духе » если устали ехать — остановитесь, отдохните, попейте водички, а то аварий много тут из-за уставших водителей» нас отпустили с миром. Муж долго не мог поверить в это. А я улыбаюсь — мне здесь, в Сочи, и горы помогают!
На въезде в Сочи нас опять остановили сотрудники ДПС. Просто проверить документы. Или мой горнолыжный кофр на крыше машины их насторожил. Летим по объездной вокруг Сочи. Последний сюрприз — на объездной дороге закрыт мацестинский тоннель, и мы выезжаем на основную трассу в Мацесту.
Дорога от Адлера до Поляны пролетает за 30 минут.
Не устаю любоваться её красивыми видами:
Поляна встречает нас сугробами. Ох, и навалило же здесь снега в этом году! Ну, всё, наша конечная точка маршрута достигнута.

Ну, здравствуй, Поляна!
Итоги поездки
2400 км по зимним дорогам мы проехали ровно за трое суток, с остановками на ночлег. Расход бензина у нас под конец маршрута вышел на 9,3 литра на сотню, что неплохо для езды на шипах и с кофром на крыше. И да, ещё на прогрев машины по утрам тоже расход бензина был. Летом это было около 9 литров на сотню.
При желании, наверно, можно было и без третьей ночёвки обойтись, но для нас это не было принципиальным вопросом. Но для себя решили так- лучше медленнее, но безопаснее. Вообще, по безопасности зимних дорог что могу сказать: да, аварии мы видели. Трудности из-за плохой видимости у нас были самой серьёзной проблемой на дороге. Плохие участки дорог редко, но были — под Ростовом что-то никак не залатают дыры на мостах. В целом, для нас сейчас очевидно, что ездить зимой по дорогам России можно. Мы не испытали каких-то глобальных трудностей. Правда, у нас обоих водительский стаж уже по 17-18 лет.
Так что, ехать или не ехать в Сочи зимой на машине — решать вам. Если поедете — запасайтесь незамерзайкой! И постарайтесь почаще меняться за рулём, чтоб меньше уставать. А хорошие отели для отдыха по дороге мы вам рекомендовали.
Если ещё есть вопросы — смотрите это видео, там всё очень хорошо видно по состоянию дорог и вообще. Ну, и уважайте дорогу. Тогда и она к вам будет добрее.
До встречи на блоге!
В Волгограде нет ТЦ Комсомолец, есть КОМСОМОЛЛ и дороги к ЧМ сделали.
А так очень интересное и познавательное описание поездки. Хуторок не лучший выбор ночёвки в плане логистики, пробки на подъезде к нему почти всегда, зимой тем более.
Лена, спасибо за сочувствие!.. С Ансамблем Александрова меня связывает вот что… Вот, скопировал их письмо ко мне. Ансамбль Александрова. 29 июня 2016 г.
Уважаемый Виктор!
Благодарим Вас за обращение в адрес Ансамбля Александрова. Репертуарная комиссия рассмотрела Вашу песню «Самая Великая Страна» и рекомендовала её в нотный фонд библиотеки Ансамбля для работы концертных бригад в воинских частях и Домах офицеров Российской Армии. Желаем Вам творческих успехов!
С уважением, заведующий музыкальной частью Ансамбля В.И.Лебедев.
(Лебедев В. И. в списках не значится. Летели только конкретные певцы…)
Да-а, как хорошо, что я не умею водить машину!.. Места, конечно, живописные, но… все эти колёса и другие запчасти… Как говорил Котовский: «Уважаю, но не завидую»… Катя, Вы же так классно расписывали заморские чудеса!!! «Поручик Голицын, а может, вернёмся — к Египту, Таиланду и др.» Шучу… Просто не люблю холод, хоть и Дед Мороз… А само повествование, конечно, как у Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву»… Талант не замерзает!
Катерина, хочу через Ваш блог выразить соболезнование бессменному членкору Виктору Баскакову,
его творческому коллективу и артистической семье по поводу трагической гибели коллег по цеху.
Быть может, его обширная биография содержит в себе точки соприкосновения с ансамблем Александрова,
о чем он нам расскажет.
Берегите себя! С уважением
Лена, да, второй день пытаюсь вгрузить это Видео ( а оно «тяжёлое», на полчаса по времени) — но идёт сбой… [:-|] Слишком много юзеров присосалось к Краснополянскому интернету, похоже
Здорово, Катя! И как у тебя хватило сил всю дорогу фотографировать и снимать на видео, да еще и отчеты строчить в блог))) для меня эта дорога в этом году (а в этот раз я за рулем была)только расстояние от койки до койки получилось😂! И кстати, за двойную сплошную нас тоже остановили, на том же месте, и тоже веселая история «не туристы мы»(об этом потом расскажу))) :)
Настюш, да, приучила себя — снимай на камеру всё, вдруг пригодится…И ведь пригождается! ;-) Весёлую историю расскажешь обязательно! Жду в гости!
Катерина — отчаянная женщина [star]
А видео не прицепилось что-ли или как?