Екатерина Титова

Как заработать в Сочи: мечтающим переехать посвящается

Предупреждаю: я не бизнес-тренер, не «акула бизнеса» и даже бизнес-леди себя могу назвать с натяжкой. Если рассматривать мою деятельность по квадрантам Роберта Кийосаки, то я буду в секторе «С» — специалист, который сам себя обеспечивает работой. И потому всё написанное ниже — это чисто субъективный взгляд на сочинские бизнес-расклады.

Но и не написать об этом уже просто не могу. Когда полгода назад я написала статью Жизнь под пальмами: всем, кто мечтает переехать в Сочи, посвящается, то даже не представляла себе, какую портянку комментариев она соберёт. Судя по комментариям, будущих жителей Сочи интересуют два основных вопроса — где жить и на что жить.

Вопросы из первой серии я переадресовала знакомому риэлтору (см. ссылку в первой статье). А вот на вторые — где, сколько и кем можно зарабатывать в Сочи, постараюсь ответить сама. Потому что тема явно животрепещущая, и многих явно не устроили мои односложные ответы.

И в этой статье я постараюсь ответить на самые частые ваши вопросы по поводу работы и бизнеса в Сочи. На объективность, как уже было сказано, не претендую.

Работа и бизнес в Сочи: как заработать на курорте

«Екатерина, смогу ли я найти в Сочи высокооплачиваемую работу по медицинской специальности?»

«Я бывший сотрудник МВД, сейчас на пенсии, смогу ли я трудоустроиться в Сочи?»

» Хочу открыть в Сочи небольшой бар, как думаете — получится?»

«Почём можно купить мини-отель в Сочи?»

«Дайте контакты людей в Сочи, которые могут помочь с открытием магазина одежды!»

Такие вопросы я получала в комментариях к предыдущей статье и на электронную почту. Как видите, одних интересовала работа по найму, других — свой бизнес. Первым я честно отвечала, что не сотрудник службы занятости. Вторым намекала, что сама знакома только со сферой туризма и по другим бизнес-проектам вряд ли могу быть компетентным советчиком.

Но люди не соглашались: «ну, как ? вы же всё-таки там, НА МЕСТЕ, вам должно быть ЧТО-ТО известно!»

Ок, мне действительно кое-что известно. Делюсь на безвозмездной основе.

Работа по найму

О чём мечтает почти каждый климатический беженец, приехавший в Сочи? Ловить кожей ласковое южное солнце, вдыхать насыщенный йодом и ароматами красивой жизни приморский воздух, а выдыхать накопленную годами в каком-нибудь челябинском отделении ЗАО «Куда-то Там Идти» пыль и сырость.

И как-то во всё это с трудом вписывается работа с 9 до 18… Но ведь есть же выходные! И вообще, бежать на работу по аллее из цветущих магнолий приятнее, чем по грязным сугробам спального микрорайона…

Я сама когда-то переехала в Сочи, устроившись на работу по найму. Мой опыт работы в туризме здесь оказался востребован. Так что, если у вас есть хоть какие-то навыки в сфере туризма и гостеприимства, шансы найти работу в Сочи у вас определённо есть.

В многотысячный номерной фонд Сочи очень реально устроиться на следующие должности:

  • администратор службы приёма и размещения
  • менеджер (специалист) по работе с гостями
  • повар, официант, бармен
  • горничная, консьерж, спасатель на пляже/бассейне
  • аниматор
  • портье
  • водитель
  • инженер по эксплуатации оборудования (электрик, сантехник и т.п.)

По зарплате на этих должностях вряд ли можно рассчитывать на суммы больше 30-40 тысяч рублей. Часть работодателей будут готовы предоставить вам проживание и питание. Так что, такие варианты вполне устроят молодых специалистов, которые не успели обзавестись семьей. Семейные люди и те, кто в родном городе работает на хорошей должности, на такие вакансии, конечно, не позарятся.

На хорошие зарплаты могут рассчитывать менеджеры высшего звена и руководители отелей. В Сочи они весьма востребованы. Но нужно быть готовыми к испытательному сроку. Но это хорошо и для вас, ведь за эти пару-тройку месяцев вы сможете сами решить — по душе ли вам 24 часа в сутки вникать в особенности русского национального отдыха…

В других, нетуристических сферах, ситуация с зарплатами и трудоустройством мало чем отличается от других российских городов. Торговля в городе-курорте процветает. Салоны красоты не пустуют. Жильё строится и ремонтируется. Траснпорт развивается. Социальная сфера тоже имеется.

Вообще, по моему глубокому убеждению, главное в поиске работы — ваше желание найти её. И ваша ценность как специалиста. А это, как вы понимаете, от географических широты и долготы никак не зависит.

Чуть не забыла: многие приезжают в Сочи поработать только на сезон. И в принципе, такой — сезонной — работы в городе хватает. Но в большинстве случаев это низкоквалифицированный, а потому — низкооплачиваемый труд. С далеко не самым лучшим графиком работы. И поверьте, когда вы по 12-14 часов ежедневно будете крошить салаты и закуски в местной столовой, то до сил дойти до моря и просто искупаться банально уже не останется…

Свой маленький бизнес в Сочи

Звучит, как священная мантра для всех тех, кто не привык «пахать на дядю» и считает себя человеком предприимчивым. Что достойно уважения, но не гарантирует коммерческого продвижения. И домика квадратов так на 500 на берегу Чёрного моря…

Итак, добро пожаловать в Сочи — регион, который находится на втором месте в российском рейтинге по числу предпринимателей. В малом и среднем бизнесе занято почти 800 тысяч жителей Кубани! Причём количество появившихся за календарный год сопоставимо с количеством канувших в лету. Но, конечно же, эта статистика не должна пошатнуть ваш искренний бизнес-энтузиазм. Смелость города берёт!

Впрочем, для минимизации бизнес-рисков, стоит распечатать и повесить на холодильнике в съёмной (пока!) сочинской квартире список таких вот банальных  фактов:

  1. Почти вся малая бизнес-активность в Сочи привязана к туристическому потоку. И пусть вас не сбивает с толку слово «всесезонный» в названиях местных курортов. Что бы там не пропагандировали интернет-маркетологи, сезонность в Сочи есть, и не учитывать её будет досадным просчётом для любого бизнеса.
  2. Сочи — не Москва, Казань или Челябинск. Местное население, которое является потенциальной ЦА (целевой аудиторией) для вашего продукта, здесь сильно размыто в плане потребительских характеристик. И те «беспроигрышные» франшизы, который работают на ура в других городах, здесь могут с треском провалиться.
  3. Коррупционные риски (и затраты) имеют свойство оказываться выше, чем вам представлялось. На «договорную способность» местных  чиновников здесь сильно влияют родственные связи. И прежде чем открывать прокат SUP-досок на олимпийском пляже, не поленитесь выяснить, нет ли у главы администрации района сына, который уже второй год грезит о собственном сёрф-споте с прокатом этих самых досок?
  4. Сделайте сами (или закажите) анализ целевой аудитории вашего «эксклюзивного» товара или услуги, на которых вы планируете разбогатеть в Сочи. Как бы банально это ни звучало. Потому что может оказаться, что никому на курорте нет никакого дела до ваших авторских шапочек ручной работы, украшений из коры сибирской лиственницы или сумочек из стекловолокна. Утрирую, конечно, но суть вы поняли, правда?

К чему это всё пишу? Нет, не отговариваю, ни в коем случае! В конце концов, может именно ваши вязаные по новейшей технологии шапочки станут следующим летом хитом продаж на всех сочинских пляжах. Просто заставьте себя сделать разумный анализ рисков и не тратить на закупку этих шапочек всю выручку от продажи бабушкиной квартиры в Тюмени.

А вот теперь хорошая новость. Если вы выходите со своими продуктами/услугами на высоко-конкурентный рынок, пусть вас не пугает эта самая высокая конкуренция. Даже в плотно занятых конкурентами нишах (да возьмём хоть тот же туризм) качество продуктов и услуг оставляет желать лучшего. Поэтому у вас есть неплохой шанс отличиться и стать лучшим. Но лишь при условии, что вы по-настоящему любите своё дело и готовы развиваться, а не стремитесь «срубить бабла по-быстрому».

Кем работать мне тогда, чем заниматься?

Топ-5 супер-идей, которые обычно приходят в голову всем, кто надумал делать бизнес в Сочи, выглядит так:

  • миниотель
  • кафе/столовая/ресторан
  • прокат вело, мото, авто
  • пассажирские перевозки в Сочи
  • строительство и ремонт

Прокомментирую эти идеи, занимая сугубо наблюдательную позицию.

Гостиничный бизнес в Сочи является одним из самых распространённых на побережье Черного моря. Глядя на ценники гостиниц и гостевых домов в Сочи и Красной Поляне, вам может показаться,  что работать в этом сегменте очень выгодно. Но не будет забывать про сезонность, это раз. А кроме того, небезызвестные туроператоры, заполонившие своими автобусами регион и выкупившие номерной фонд в Имеретинке и Красной Поляне оптом, сливают этот самый номерной фонд по очень заманчивым ценам. И потому надеяться на заполняемость вашего отеля просто потому, что вы дали букингу хорошую цену, я бы не советовала. Лучше повышайте уровень обслуживания – чем он выше, тем выше вероятность, что клиенты повторно обратятся именно к вам и будут рекомендовать именно ваш отель своим друзьям и знакомым.

Кафе и рестораны в Сочи и Красной Поляне — это отдельная тема. Буквально все побережье пестрит различными кафе, фаст-фудами, фуд-кортами, ресторанами, столовыми, шашлычными, бургерными и прочими видами организации общепита. Однако, проезжаю я каждый день по улицам нашего курорта, и замечаю, как меняются вывески заведений общепита даже на проходных местах. Многие рестораны с помпой открываются, работают в высокий сезон и по-тихому закрываются,  не выдержав жёсткой конкуренции с консервами и дошираками, которые туристы закупают в ближайшем супермаркете и мирно жуют в своих апартаментах, доставшихся им по бросовой цене от «Небезызвестного Туроператора» ;-)

Прокат оборудования и техники для катания/передвижения выглядит верным вариантом инвестиций, учитывая большие расстояния нашего курорта.

Среди видов оборудования можно выделить: прокат велосипедов, самокатов, гироскутеров, электрических скутеров, скейтов, досок для серфинга, катамаранов, катеров, лодок, оборудование для дайвинга и спортивной рыбалки, плавательные принадлежности – матрасы, круги, жилеты и прочее. Большой популярностью пользуется аренда лыж, сноубордов и сопутствующего оборудования.

Однако снова вспомним про сезонность (с ноября по апрель ваши велосипеды будут практически никому не нужны), зависимость от погоды и невысокую стоимость услуги (150 -250 рублей за час для велосипеда). А дело, если честно хлопотное (была возможность поработать бок о бок с работниками проката). Так что, думайте сами, решайте сами…

Сфера пассажирских перевозок в Сочи считается высокодоходной. Цены на эти услуги приближены к Москве и Санкт-Петербургу. А востребованность таких услуг находится на очень высоком уровне. Но и конкуренция запредельная. С одной стороны, каждый день появляются какие-то он-лайн приложения для смартфонов. С другой, таксисты-армяне своих позиций тоже так просто не сдают.

Очень востребованными становятся морские прогулки и каршеринг. При определенных вложениях этот бизнес также быстро окупается и приносит неплохие дивиденды. Вот только эти вложения скорее уже не назовёшь малым бизнесом.

Со строительством и ремонтом попроще (как мне кажется) и подешевле. Сочи переживает строительный бум: покупаются квартиры, земельные участки, строятся дома. Многих посещает мысль построить собственную гостиницу. Все эти люди нуждаются в  услугах профессиональных строителей и отделочников, которых к слову сказать, не так уж и много в городе-курорте.

Так что, если у вас есть возможность собрать бригаду крепких и непьющих (!) работяг-специалистов, закупить минимально необходимое количество техники и инструмента, то сможете влиться в очень прибыльный и перспективный вид бизнеса, который будет иметь положительную динамику еще многие годы.

Готовый бизнес в Сочи

Можно пойти и другим путём. Если вы решили стать местным предпринимателем, но не хотите начинать все с нуля, всегда можно приобрести готовый бизнес. В Сочи подобных вариантов хватает. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть популярные сайты с объявлениями. Например, если у вас есть лишние полмиллиона рублей, то их хватит на небольшую пекарню-лавашную.  За 800 тыс. рублей вам с радостью отдадут баню на дровах, пиццерия обойдется в 1 млн руб., как и один из местных батутных клубов. А за 2 млн рублей вы сможете стать владельцем частного детского садика.

Производство в Сочи

Сочи – это город-курорт. Здесь запрещено любое тяжелое производство, особенно производства, связанные с вредными веществами или отходами. Но если у вас есть идея экологически-безопасного производства, то попытаться можно. Главное, не забудьте мой совет про анализ ЦА. И отшлифуйте маркетинг ;-)

Так поступили ребята из Медовеевки, построив свою пивоварню и организовав производство натуральной косметики. Об этом подробнее читайте здесь: Пункт назначения — Медовеевка.

Кстати, неплохим бизнесом было бы производство сувенирной продукции. Только в данной нише придётся максимально креативить, чтобы составить достойную конкуренцию местным производителям, китайским, вьетнамским и таиландским поставщикам. На самом деле, качественной сувенирной продукции на Сочинском рынке пока не много. Поэтому, если вы способны разработать и производить собственный продукт, то удача точно будет на вашей стороне.

Вместо заключения

Ну, что? Завращались бизнес-схемы в голове? Заскрипели шарики-ролики? Ну-ну, не буду вам мешать.

Просто хочу пожелать удачи и веры в свои силы. Ведь по большему счёту, ваш бизнес-энтузиазм и творческий задор, при здравом подходе и учёте местной специфики, рано или поздно принесут вам заслуженные прибыли. Лучше бы, конечно, рано, чем поздно. Хотя — лучше поздно, чем никогда!

До встречи на блоге!

Читайте также...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

44.84MB | MySQL:125 | 1,136sec