Екатерина Титова

Трекинг на Хмелёвские озёра, Красная Поляна

Четыре года назад мне посчастливилось побывать на Хмелёвских озёрах. Место очень красивое: небольшие водоёмы, расположенные на высоте  1700 метров над уровнем моря, в окружении буйной растительности. Есть пара смотровых, с которых  открываются такие виды, что дух захватывает.

Помню, как тяжело преодолевал тогда наш джип подъём по горной дороге к этим озёрам: Джиппинг на Хмелёвские озёра

И скажи мне тогда кто-то, что я буду покорять эту высоту пешком — я бы сильно посмеялась и не поверила.

Но этой весной все обстоятельства сложились так, что в один из солнечных майских дней наша команда из пяти человек выдвинулась в пеший маршрут на Хмели.

Что из этого получилось, я вам сейчас расскажу и покажу.

Хмелёвские озёра, Красная Поляна: как добраться пешком

Сейчас, когда мои ноги уже пришли в себя после этого похода, я могу с уверенностью сказать: пеший маршрут на Хмелёвские озёра — интересный и живописный. И положительные эмоции от него останутся точно. Но рекомендовать его для всех и каждого я точно не буду.

В целом, есть три варианта подняться на Хмели пешком.

1. Первый вариант — идти от купели, расположенной на речке Бешенка. Он понравится тем, кто хочет увидеть ещё и дольмены, и саму купель. Но если вы и там, и там были (и уже не раз, как мы…), то имеет смысл выбирать другие маршруты;
  2. Вторая тропа начинается от волонтёрских домов на ул.Ачишховская, а точнее — от лесопилки расположенной в 200 метрах от этих домов;
  3. Третий вариант — по тропе, идущей через водопад Кейва (Пешие маршруты из Красной Поляны: водопад Кейва)

Все эти маршруты объединяет довольно большой набор высоты — 1200 метров, и то, что они идут по лесу. Солнце печь голову точно не будет.

Нет, теоретически можно назвать ещё и 4-й вариант — просто пойти по той же автомобильной дороге из Эсто-Садка, по которой на Хмелёвские озёра ездят джипы. Но лично для меня этот вариант — не вариант. И не только потому, что 12,5 км в одну сторону, то есть 25 км на весь маршрут — это многовато даже для опытных ходоков. Просто, на мой взгляд, это не интересно.

Мы для себя выбрали второй маршрут. Нам так и ближе, и интереснее (не приходится повторять другие трекинги). Но возвращались мы другим путём (далее поясню это решение). По времени у нас получилось 11 часов на всё про всё: 3,5 часа на подъём, пару часов там, остальное на спуск и проезд обратно домой на такси.

Тайминг маршрута дан ниже. Вообще, я для себя уже поняла: про такие маршруты писать нужно чисто техническую информацию (откуда, куда, за сколько…), а всё остальное — иллюстрировать хорошими фото. Так и поступим.

А в нашем аккаунте в инстаграме мы публикуем актуальные новости о туризме в Сочи и Красной Поляне.

Подъём до Хмелёвских по лесной тропе от Красной Поляны

Вышли мы в 9 утра, с небольшим (по бутылке 0,5) запасом воды и лёгким перекусом.

Перед наших походом дня 2-3 шли дожди, и тропа была местами грязная и скользкая.

Уклон на тропе не критичный, но постоянный. Идти по горизонтали не придётся ни минуты. Это и напрягает — постоянно лезешь вверх, никаких тебе траверсов вдоль склона, как при походе на Кейву.

Второй момент — это то, что тропа всё время идёт по лесу. С одной стороны, это хорошо — солнце не печёт макушку. С другой — нет понимания, на какую высоту вы уже забрались. Но если высоту вам поможет определить альтиметр, то глазам определённо не хватает хотя бы какой-то смены пейзажа. Ну, попался бы мало-мальский просвет между деревьями, чтобы увидеть хоть что-то, кроме леса…

Даже вот этот вертикальный камень-палец привёл нас в восторг — уже хоть какое-то разнообразие:

Мы даже посмеялись: вот он, указующий перст, что нам ещё пилить и пилить вверх…

Перед этим походом  один наш знакомый заверил нас, что поднялся пешком до Хмелей за 1,5 часа. Когда мы через пару часов довольно бодрого подъёма в гору были уверены, что вот-вот дойдём,  а навигатор показывал, что идти ещё больше часа, мы не знакли кому верить…

На исходе, третьего часа угол уклона стал меньше, и вскоре мы достигли какого-то подобия плато. На нём же нам попался и первый снег. Альтиметр показывал высоту 1570. Что ж, до Хмелёвских озёр на отметке + 1700 уже рукой подать.

В бутылке с водой к этому времени уже почти ничего не оставалось. Но мы надеялись, что наберём воду на роднике рядом с Большим озером (о нём известно было заранее).

Минут15-20 идём по довольно красивому лесу:

На одном из деревьев привязана тарзанка — отрываемся на ней от души.

Ещё немного — и мы у цели. Время на часах — почти 13-00:

Немного задерживаемся у плаката с картой других маршрутов:

Отсюда, с Хмелёвских озёр, начинается один из маршрутов на гору Ачишхо (через озеро Зеркальное). Но этот маршрут сходить одним днём практически нереально. Если только забрасываться джипом на Хмели и отсюда в очень хорошем темпе сквозить до Ачишхо, потом возвращаться на Хмели и здесь либо спускаться опять на авто, либо ночевать в гостинице. Да, на Хмелёвских озерях есть такой вот приют — гостиница «Горная Олимпия»:

Но вряд ли за такой забег по горам вы успеете проникунться их красотой…

Что предстоит увидеть на Хмелёвских озёрах

Мы же, наоборот, увидев Большое озеро, забыли про все недавние трудности подъёма и теперь испытывали полный восторг:

Самое большое озеро так и называется — Большое. И сейчас, в конце мая, оно частично ещё под снегом:

Летом озёра тоже непригодны для купания — они основательно зарастают и водной глади почти не видно… Впрочем, кто захочет — тот, вероятно, найдёт возможность искупаться в них.

А мы ищём подходящее место, чтобы устроиться на привал — отдыхать и обедать. Спускаемся немного ниже от гостиницы и на полянке обнаруживаем стол и скамейки. Отлично, то что надо!

Пока наш «походный барриста» Николай варганит нам кофе, мы раскладываем снедь на столе и успеваем сделать пару фотографий озера с этого ракурса:

А также сходить до родника — пополнить запасы воды.

Погода здесь, на озёрах, переменчивая: если солнце светит — жарко, но стоит налететь облачку — уже хочется накинуть на себя куртку. Мы это учли — куртки/флиски у всех имеются.

После обеда отправляемся на смотровые площадки. Вы их не пропустите — и указатель есть, и тропа оборудована ступеньками:

Первая смотровая дарит нам вот такие виды:

С погодой нам сегодня повезло, что и говорить — красота неба и гор видна во вест рост:

От первой смотровой до второй почти вся тропа идёт по снегу:

И вот, наконец, верхняя отметка нашего маршрута — вторая смотровая площадка на Хмелёвских озёрах:

Прямо перед нами панорама главного Кавказского хребта. А если смотреть правее, то увидите верхний уровень курорта Газпром, Бзерпенский карниз и даже Горную Олимпийскую деревню на Роза Плато:

Но это всё — при условии хорошей погоды. В моё предыдущее посещение Хмелёвских озёр я не увидела и половины этой красоты…

Сами не замечаем, как проводим на этой смотровой минут 30-40. А время уже близится к вечеру — на часах 15:00. Пора отправляться в обратный путь. И вот тут нам приходится принимать решение — как спускаться будем.

Обратный путь с Хмелёвских озёр

Дилемма, собственно, вот в чём: идти тем же маршрутом не очень хочется. Крутой уклон бросает вызов нашим коленям, скользкая после дождей тропа тоже не обещает лёгкого спуска…Ну, и идти той же тропой обратно просто скучно.

Приходит идея — пойти вниз по автомобильной дороге. Но не всем она нравится: всё-таки 13 км пешком — тоже путь неблизкий. Решаем дойти до смотровой площадки и там решить — как продолжать спуск:  по дороге, или через водопад Кейва.

Конечно, идти по хорошо укатанной грунтовке после скользкой тропы  — одно удовольствие:

Поэтому, когда доходим до смотровой, то у большинства нет желания снова лезть в лес, карабкаться по склону…

На смотровой отдыхаем, любуемся видами:

Здесь останавливаются все джипинговые экскурсии на Хмели. Да, обзор здесь отличный, вся Аибга и долины Мзымты — как на ладони.

И Красная Поляна вроде уже рядом, вон виднеются крыши домиков:

Но эта близость обманчива. По дороге до Красной Поляны ещё 11 км.

Они превращаются в бесконечнй спуск. Вроде, и идти уже под горку, но ноги начинают наливаться тяжестью. Когда на моём смартфоне пройденный километраж перевалил за 15 км, я уже пожалела, что мы не пошли через Кейву — наверное, были бы уже дома… А общее время на маршруте близится к 10часам. Хорошо, что сейчас самые длинные дни, и идти по темноте нам не приходится.

В Поляну мы спускаемся, когда солнце уже скрылось за отроги Ачишхо. На полусогнутых добредаем до остановки «Горный воздух». Пройденная дистанция —  18 км. Время прогулки — 11 часов. Здесь ловим такси и едем домой на Ачишховскую.

Вот таким получился этот забег на Хмелёвские озёра. На следующий день ноги приходится переставлять руками. Но уже через день начинаешь понимать: твой «внутренний турист» уже просчитывает новый маршрут, всматривается в карты гор и названия водопадов…

Так что, как это ни банально звучит, лучше гор могут быть только горы!

А я на этом буду заканчивать свой отчёт. До встречи на блоге!