Екатерина Титова

Самые живописные места в окрестностях Кисловодска

Очередная серия достопримечательностей, про которые я расскажу вам сегодня, расположена недалеко от Кисловодска. Но туда есть экскурсии и из Пятигорска.

Посмотреть их можно «оптом» за одну поездку (особенно, если вы путешествуете по Кавказу на своей машине), а можно выбрать для себя что-то одно…

У нашей команды, как вы уже поняли, нет привычки «растягивать удовольствие». Мы обычно хотим посмотреть всё и сразу. И «можно без хлеба». А потому побывать на всех этих туристических объектах мы ухитрились, пока ехали на машине из Пятигорска на Домбай.

Итак, эта статья будет про следующие интересные места: Свято-Георгиевский Женский Монастырь, Гора-кольцо, Медовые водопады и перевал Гум-Баши

Самые живописные места по дороге из Пятигорска на Домбай

Если честно, я обожаю составлять туристические маршруты. Так чтобы едешь и по дороге заезжаешь в разные красивые места. Желательно, чтобы они были разноплановые. Так в своё время у меня получился очень хороший маршрут по старой Краснополянской дороге — «Семь чудес Мзымты». Многие наши туристы уже успели его оценить.

Вот и данный маршрут тоже надо бы как-то красиво назвать и рекомендовать для посещения. Наш брат турист ведь любит экзотические названия: Долина привидений, Пасть Дракона, Ворота Солнца… Но вообще, пусть броское название придумывают местные гиды. А я вам просто расскажу, что и где смотреть.

Свято-Георгиевский Женский Монастырь

В это место мы заехали сразу по нескольким причинам. Во-первых, посёлок, рядом с которым находится монастырь, называется Ясная Поляна. Да-да, что-то чудится родное … И ведь у нас по дороге на Красную Поляну есть Троице-Георгиевский женский монастырь! И проезжая в прошлый раз, после прогулки по Кисловодску, мимо этого монастыря и глядя, как горят на закате его купола, мы решили заехать туда при случае. Вот случай и представился.

Сворачиваем с трассы Пятигорск-Кисловодск на дорожку к монастырю (указатель есть, точно не проедете) и паркуемся у ворот. Здесь нас встречает вот такой медный всадник — памятник Георгию-победоносцу:

Монастырь новый, открыт в 2006 г. на горе Дубровка. Так что не ищите об этом месте никакой исторической справки. Монастырский комплекс возник несколько лет назад, на ровном месте (ровном — в смысле без всяких религиозных предысторий и  откровений). А так вся его территория находится на возвышенности, откуда открывается прекрасный вид.

В настоящее время монастырь действующий, и число его обитательниц понемногу увеличивается . При монастыре с 2009 года действует приют-пансион «София» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сейчас там воспитывается несколько девочек от пяти до четырнадцати лет. Все они пережили драматические события в жизни и были лишены родительской любви и заботы. А в монастыре они это всё получили от сестёр, которые занимаются как их духовным образованием, так и просто обучают необходимым в жизни навыкам.

Мы посещаем храм, а потом немного гуляем вокруг него, любуясь красивой и ухоженной территорией.

При монастыре посажен фруктовый сад, разбиты небольшие плантации плодовых кустарников, есть свой огород. В общем, место приятное для прогулок и посещения. Но в отличие от древних храмов и монастырей Грузии, где энергетика такая, что мурашки по коже бегают, этот монастырь не вызвал во мне каких-то сильных духовных переживаний…

Гора-кольцо

Не доезжая до Кисловодска, мы сворачиваем направо и буквально через 3 км видим указатель на следующий объект — «Гора-кольцо».

Внизу на стоянке с трудом находим место для своей машины — нам «повезло» оказаться здесь вместе с несколькими большими туристическими автобусами. В которых сюда приехали одуревшие от жары и долгожданных каникул старшеклассники. Так что наверх мы поднимались под их нескончаемый гогот, сальные шутки и окрики их охрипших учителей…

Снизу всё выглядело просто — сейчас поднимемся, сделаем пару фоток и спустимся:

А вот вблизи стало ясно — ни один пункт нашего плана не будет простой задачей. Во-первых, последние метры подъёма очень крутые и представляют собой скользкий отполированный ветрами (и подошвами) камень, который присыпан мелким как пудра песочком. Ты ставишь ногу — она едет вниз как на коньках…

Во-вторых, этим самым школьникам нереально объяснить, что ты хочешь сделать фото без них. И потому у меня нет приличного фото этого самого места:

Ну, не очень-то и хотелось… Потом нам предстоит спуститься вниз по этим самым скользким камням. Съезжаем чуть ли не на пятой точке. Но всё обходится благополучно.

В общем, впечатления от данного объекта на троечку: суеты много, живой природы мало — всё исписано надписями в стиле «здесь был Вася» :-(

Так что, ставим галочку и двигаемся дальше, по той же самой дороге, в сторону Карачаево-Черкесии. Потому что наша следующая достопримечательность находится именно там.

Медовые водопады

Ехать нам пришлось недолго. От Горы-кольцо до поворотов на водопады — всего 9 км. И ещё столько же — от поворота с трассы до самих водопадов. Поворот находится на въезде в посёлок Красный Курган. Указатели на повороте и далее по дороге есть.

Как добраться на Медовые водопады не на машине? Честно сказать не знаю, видимо только с экскурсией.

Ну, а мы колесим по Кавказу на своей машине — так удобнее всего осматривать его достопримечательности: ни от кого и ни отчего не зависишь, сел и поехал.

Единственный момент — начал капать дождик. И возникла «подленькая мыслишка»: а может, ну их, эти водопады..? Ну, потом как-нибудь заедем, посмотрим…

Но за многие годы путешествий я вывела для себя одно простое правило: всё, что хочешь сфотографировать, увидеть, попробовать — нужно делать сразу, тогда когда ты это захотел. Не оставлять на обратный путь. Потому что на обратном пути может не быть погоды, закончиться световой день, заведение будет закрыто. И сам обратный путь может пролегать по другим дорогам (у нас именно так часто бывает).

Так что сворачиваем на водопады и настраиваемся на их осмотр при любой погоде. Вот что мы прочитали в интернете про них, пока ехали эти 18 км:

Медовые водопады получили свое название благодаря диким пчелам, обитавшим в горных расщелинах около века назад. В весенний период вода размывала пчелиные соты, она приобретала сладковатый привкус, а мед стекал вместе со струями по скалам. Молодожены любили приезжать в ущелье, чтобы уединиться и провести здесь свой «медовый» месяц. На сегодняшний день пчелы здесь больше не водятся — они не смогли пережить зимних заморозков. Даже в самый жаркий день в тени растительности возле водопада всегда прохладно и свежо.

Да уж, особенно нам было совсем не жарко: сверху лил дождик, сбоку — брызги от водопада…

Но в жаркий летний день, наверное, здесь кайф. Опять же есть недорогое кафе, где мы отогрелись чаем и хычинами.

Также для туристов здесь построен одноименный туристический комплекс, куда можно приехать с ночёвкой. И по дороге мы заметили несколько мест, где предлагают конные прогулки. Так что любители верховой езды здесь могут покататься на лошадях среди красивых пейзажей кавказских гор.

А мы покатились дальше, на машине, наблюдая эти пейзажи из окна. Погода, кстати, наладилась. А пейзажи были очень и очень впечатляющими…

Грозовой перевал: Гум-Баши

Точнее, сначала пейзажи были «среднестатистическими»: мы проехали штук пять совершенно однотипных деревень. Названия были то чисто русскими, то наоборот — очень кавказскими: Джага, Римгорское, Учкекен, Первомайское , Терезе… Везде знаки ограничения: 40, 60… К тому же через каждые 500 метров — «лежачие полицейские». Видимо, чтобы обуздать местных авто-джигитов. Так что средняя скорость передвижения небольшая.

В Терезе имеется развилка: правее и наверх уходит дорога на Усть-Джегуту, в сторону Черкесска. А вторая идёт на Карачаевск. Мы свернули на неё (напомню, нашим конечным пунктом назначения в тот день был Домбай: Поездка на Домбай: что там делать летом).

И вот с этого места дорога становится пустой — ни встречных, ни попуток особо не попадается. Асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего, но больших ям нет. Зато пейзажи за окном всё интереснее с каждым поворотом:

Как потом мы прочитали,  эта дорога считается одной из самых живописных в российской части Кавказа. Мы об этом не знали (просто этот маршрут оказался самым коротким по навигатору), но уже начинали догадываться.

Горы здесь не голые и не лесистые, а покрыты высокой травой и кустарником. Сейчас, в мае, когда вся зелёнка только-только выросла, цвет зелени настолько яркий и сочный, что кажется будто всю растительность «подкрасили» в фотошопе.

Если честно, хотелось останавливаться каждые 5 минут и бесконечно фотографировать:

Так что мы были приятно удивлены такой красивой дорогой. Машин по-прежнему почти нет. Полное ощущение Затерянного Мира. Кажется, здесь ничего не менялось последние пару тысяч лет…

А вот погода опять начинала меняться. Из-за гор поползли тёмные тучи и стали заволакивать небо:

Эльбрус так и не хотел нам больше показываться  (он вон за теми облаками скрывается):

Пришлось срочно утепляться, в смысле — переодеваться, т.к. после прогулки по Медовым водопадам вещи на нас были полусырые, и выходить в них пофотографировать окрестности стало совсем некомфортно.

Перевал Гум-Баши, как и все перевалы, является верхней точкой дороги. Высота 2144 м над уровнем моря. Протяженность серпантина, который ведет сперва вверх, на перевал, а потом и с перевала, составляет около 10 км.

На самой высокой точке имеется смотровая площадка, куда мы и зарулили:

Выходим из машины и достаём термос и бутерброды, чтобы разложить их на столике под крышей. Но сначала решаем сделать пару кадров, т.к. тяжёлые тучи непрозрачно намекают нам — скоро будет дождь…

Я еле успела примоститься у ограждения… В этот момент сверкают молнии, гремит гром и начинается ливень! Приходится занеси всю снедь обратно в машину и устроить перекус там. Льёт стеной, и ехать дальше по серпантину в таких условиях нам не хочется. Так что сидим, разминаемся сладким чайком…

Но вот ливень потихоньку стихает, и мы начинаем спуск по серпантину. От перевала остаётся всего 35 км до Карачаевска. Мы проезжаем посёлки Верхняя Мара, Нижняя Мара (вообще, дорога идёт по долине реки Мара).

Пейзажи вокруг по-прежнему радуют:

Вот как не остановиться, например, в таком месте:

Этими ярко-жёлтыми покрыты все окрестные склоны. И в сочетании с ярко-зелёной травой и изумрудными горами картинка получается — места художника!

В общем, и дорога эта, и перевал Гум-Баши стали настоящим подарком для нас в этот день. Мне они понравились гораздо больше всех предыдущих мест, увиденных нами в этот день. И слава Богу, что по этой дороге не возят туристов на больших автобусах. Иначе здесь бы всё быстренько начало терять первозданную красоту.

Но в то же время хвала Аллаху  — а здесь, в Карачаево-Черкесии, исповедуют ислам  — за то, что она не такая убитая, как Трансаджарская трасса в Грузии. Кстати, обе дороги похожи именно тем, что в деревеньках вдоль дороги высятся минареты мечетей.

Очень рекомендую всем автотуристам прокатиться разок по этой дороге. И остаётся только пожелать, чтобы все наши туристы будут цивилизованными и не оставляли за собой мусора в этих девственных местах.

На этом буду заканчивать. Следующая статья будет посвящена Домбаю. Не пропустите!

Введите ваш email:

До встречи на блоге!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментария 3

Юлия:

Спасибо за такой подробный обзор. Через месяц планируем проделать такой же путь, есть дела в Пятигорске, а потом на Домбай…
    Вот только я не наблюдала в Грузии в деревеньках мечети, тут вы что-то путаете. Это истинно христианская страна

Екатерина:

Юлия, я ничего не путаю. В Грузии есть поселения, где люди исповедуют ислам. И мечети тоже есть, в Аджарии их больше сотни. Хорошей вам поездки!

Лена Леер:

Пейзажи и вправду умопомрачительные!