Екатерина Титова

Аэропорт Сочи: история создания и новые возможности

Для многих туристов знакомство с городом-курортом Сочи начинается с аэропорта.

Заход на посадку над морской гладью, красивые виды на Олимпийский парк, вершины гор вдалеке — и вот самолёт уже бежит по взлётно-посадочной полосе, заруливая к рукаву посадки-высадки.

А после выхода из самолёта туристы попадают в просторный современный терминал. Багаж получен, можно выйти из здании и вдохнуть наконец тёплый южный воздух — отпуск в Сочи начался!

Но таким удобным и комфортабельным сочинский аэропорт был не всегда. Собственно, сначала он и аэропортом не был…

Сегодня я хочу рассказать как раз о самом аэропорте Сочи: с чего начинался, какие этапы были в его истории, каких результатов он достиг и куда сейчас можно улететь из Сочи.

Аэропорт Сочи: где находится, история создания и полётная программа

На этом сайте вы найдёте множество статей, полезных приезжающим в Сочи туристам: о пляжах, об отелях, о достопримечательностях курорта.

Статьи по теме:Путеводитель по Сочи: советы, цены, маршруты , Как спланировать отдых в Сочи: подбор отелей и активностей

А забронировать туры и отели в Сочи напрямую от туроператора удобнее всего вот на этом сайте: Онлайн-Турс

Где находится

Сочинский аэропорт — крупнейший узел местных и международных авиалиний в Южном Федеральном округе России. Расположен в Адлерском районе города, в 28 км от центра Сочи, из-за чего также распространено название Аэропорт Адлер.

И это иногда вызывает путаницу среди туристов — «Как!? Почему Адлер, когда я брал билеты до Сочей!?» Интересно, что 80 лет назад таких вопросов быть не могло: тогда аэропорт находился в самом центре Сочи, на правом берегу реки Сочинки.

Также мало кто знает, что полное название нашего сочинского аэропорта — Международный аэропорт Сочи имени В. И. Севастьянова. В мае 2019 г. Президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении 44 аэропортам страны имён выдающихся граждан, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Имена выбирали на всероссийском голосовании, в рамках проекта «Великие имена России». Почти 20 тысяч человек отдали свои голоса за почётного гражданина Сочи, дважды Героя Советского Союза Виталия Севастьянова. Так и получил своё имя адлерский аэропорт.

История создания

Город Сочи многим обязан сталинскому решению создать здесь курорт. А принято оно было ещё 100 лет назад, в конце 20-х  гг. ХХ века. В то время началась Большая стройка в Сочи: санатории-дворцы, морские пристани, дороги, мосты, предприятия питания…

И аэропорт в Сочи появился в то же время. В феврале 1929 года Сочинский райисполком рассмотрел вопрос о строительстве аэропорта в городе Сочи, под него  выделили 25 гектаров. И уже в конце 1929 года аэропорт был готов: километровая грунтовая взлетно-посадочная полоса и двухэтажный деревянный аэровокзал, на месте которого теперь стоит дом №16 по улице Гагарина.

Сейчас в этой части города не только самолёт нельзя посадить, но и автомобиль припарковать негде — так всё плотно застроено!

А тогда местные пейзажи выглядели как-то так:

Узнаёте вон то белое здание с башней вдалеке? Да, это ж/д вокзал Сочи.

Даже этот снимок сделан был уже после войны, когда территория аэропорта в центре Сочи была передана на баланс города для строительства жилых домов. Но какое-то время на месте старого аэропорта ещё были футбольные поля.

В 1946 году аэропорт на правом берегу реки Сочи закрыт, а вся его материально-техническая база перенесена в новый аэропорт в Адлере.

Его строительство было обусловленно не столько пассажирскими перевозками, сколько военными нуждами. Решающей стала дата 8 июля 1941 года, когда состоялась встреча председателя горсовета Алексея Федоровича Белоуса и ведущего инженера Шевкуненко Ивана Гавриловича.

Белоус: «Будем строить в Адлере аэропорт»

Шевкуненко: «Когда начинаем?»

Белоус: «Завтра! Срок — два месяца»

И всего за 50 дней (!), на довольно болотистой местности, в самую жару, силами женщин, стариков и подростков (мужчины ушли на фронт) строится новый аэродром. Уже 1 сентября 1941 года аэродром принял первый боевой самолёт.

После окончания войны аэродром был переимнован в аэропорт Адлер и стал обслуживать рейсы гражданской авиации. А старый аэропорт, в центре Сочи, был закрыт.  Его территория была передана городу под застройку жилыми домами, а вся техника перенесена в новый аэропорт Адлер.

В 1948 году было построено новое красивое здание в хорошо узнаваемом стиле «сталинский ампир», с колоннами и т.п.:

Позднее, в период с 1956 по 1965 гг., были также построены ещё один пассажирский, а также багажный павильоны, гостиница на 200 мест, радионавигационные и посадочные системы. Пассажиропоток постоянно увеличивался:

  • В 1957 году было отправлено около 35 000 пассажиров
  • в 1959 году создано вертолетное подразделение для связи с горными поселками Красная Поляна и Аибга
  • В 1965 было отправлено свыше 902 000 пассажиров

В 1981 начались регулярные рейсы из аэропрта Сочи за границу: в Братиславу, Будапешт, Прагу.

И к концу 80-х гг., когда пассажиропоток перевалил за 2 миллиона, стало ясно: полумерами уже не обойтись, нужно строить абсолютно новый большой аэропорт.

Был объявлен тендер на строительство. Выиграла его и стала подрядчиком словенская фирма SCT-International. В октябре 1989 г. начали возводить новый аэропорт недалеко от действующего. Стройка шла хорошими темпами, и к 1991 году объект был готов на 90%. В этот момент рушится Советский Союз, советская экономика летит в тартарары, а вместе с ней и стройка нового сочинского аэропорта. Объект забросили и забыли. И огромный, почти достроенный терминал начал превращаться… да-да, в очередную сочинскую заброшку.

Неизвестно, нашлись бы у курорта Сочи деньги на то, чтобы реанимировать стройку, если бы не случилась олимпийская эпопея. Наконец-то всем стало ясно: чтобы принимать зимние олимпийские игры, придётся достраивать аэропорт. Новый аэропорт был открыт 18 февраля 2007 года — к дате приезда комиссии Международного Олимпийского комитета:

Однако, в 2007 г. реанимация реконструкция аэропорта Сочи не закончилась и продолжалась до 2013 года, чтобы соответствовать высоким олимпийским стандартам. Официально его открыли спустя 21 год после начала строительства! Инвестиции в проект составили около 14 млрд рублей.

Современный терминал

Сейчас аэропорт Сочи выглядит очень достойно. Аэровокзальный комплекс Международного аэропорта Сочи площадью 62 000 м² является одним из крупнейших в России. Терминал имеет 10 телетрапов (рукавов для посадки-высадки в самолёты без выхода на лётное поле).

В отдельном здании разместился VIP-терминал, где можно отдохнуть в комфортном зале с баром, свежей прессой, и спутниковыми каналами.

В аэропорту есть: кафе, столовые и кофейни, а также магазины Duty Free, где можно купить сувениры, парфюм, ювелирные украшения, продукты, детские игрушки. Работают отделения банков, представительства авиакомпаний, аптека, медпункт, комната матери и ребёнка, камеры хранения багажа.

Перед терминалом имеется парковка на 1000 автомобилей. Правда, бесплатно припарковать на ней автомобиль можно только на 15 минут — далее придётся оплачивать почасовой тариф.

К аэропорту примыкает ж/д станция, на которую приезжает скоростной электропоезд «Ласточка». Если боитесь опоздать на рейс из-за адлерских пробок, то именно «Ласточка» — быстрый и удобный способ попасть в аэропорт.

Почему в Сочи взлет и посадка идут над морем

Аэропорт Сочи имеет две взлётно-посадочные полосы. Длина первой полосы составляет 2 890 метров, ширина – 45 метров. Длина второй полосы – 2 500 метров, ширина – 49 метров.

Особенностью нашего аэропорта является наличия естественных препятствий — гор — к северу и северо-востоку от него. Так что посадка производится только с одной стороны — со стороны моря. По этой же причине взлёт производится тоже в сторону моря.

До 60-х годов прошлого века разрешалось садиться с обоих сторон: как с гор так и с моря. Но после того как в середине шестидесятых винтовой самолет при посадке зацепился за горы и разбился — разрешается садиться только со стороны моря.

Кроме того, из-за близости гор, после определенного момента (а точее — после определённой высоты, на которой нужно принимать решение) уйти на второй круг просто невозможно, и посадку нужно производить при любых условиях.

Куда можно улететь: раньше и сейчас

Каждый день из Сочи улетают десятки самолётов, выполняющих рейсы как по России, так и за рубеж.  По загруженности он на 5 месте в России, после аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга.

Внутренние рейсы

Сейчас из Сочи можно улететь в аэропорты соседних городов: Краснодар, Анапа, Геленджик, Ставрополь.

В 2017 г. были открыты прямые рейсы на линии СочиСимферополь.

Можно слетать во многие города России.

В первую очередь, это конечно же наши «милионники»: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Уфа, Новосибирск, Омск, Красноярск, Тюмень, Самара, Челябинск.

Летом рейсов традиционно больше: туроператоры ставят чартеры из разных городов, чтобы туристы могли получить долгожданный отдых на берегу моря. На это лето заявлены рейсы из Астрахани, Барнаула, Белгорода, Брянска, Владикавказа, Воронежа, Грозного, Ижевска, Иркутска, Йошкар-Олы, Калининграда, Калуги, Кемерово, Кургана, Липецка, Магнитогорска, Махачкалы, Минеральных вод, Мурманска, Нижневартовска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Пензы, Ростова-на Дону, Саратова, Тамбова, Ульяновска, Чебоксар, Череповца и Ярославля.

Международный хаб

Кроме того, из аэропорта Сочи выполняются международные рейсы.

Например, мы не так давно летали прямым рейсом из Сочи в Ереван, чтобы полюбоваться достопримечательностями АрменииПочему стоит поехать в Армению: наш отдых в ценах и маршрутах

Но если раньше Сочи не мог похвастаться разнообразием зарубежной полётной программы, и страны, куда из Сочи летали прямые рейсы, модно было пересчитать по пальцам одной руки (Армения,  Азербайджан, Израиль, ОАЭ, Турция), то недавно всё изменилось.

С апреля месяца 2022г. выходит на новый уровень международных перевозок.

Вот направления, куда теперь можно вылететь из Сочи прямым рейсом:

  • Казахстан
  • Турция
  • Египет
  • Иран
  • Узбекистан
  • Азербайджан
  • Армения
  • Киргизия
  • Израиль

Многие, пожалуй, зададут себе вопрос: зачем жителям Сочи такая обширная полётная программа на другие курорты? Но, во-первых, мы тоже хотим иногда сменить обстановку. И во-вторых, эта полетная программа ориентирована на транзитных пассажиров, которые следуют за границу из московского Шереметьево, петербургского Пулково или Красноярска (базовые аэропорты для группы «Аэрофлот») через Сочи.

Почему это случилось и какие надежды возлагаются на аэропорт Сочи теперь, рассказываю здесь: Аэропорт Сочи станет международным хабом

Так что теперь, чтобы провести week-end с подружками на любимом турецком курорте или сыграть свадьбу на берегу Персидского залива, не надо покупать билет с пересадкой в Москве. Посмотрите рейсы через Сочи ;-)

Возможно, на первых порах всё будет не идеально. Всё-таки Сочи никогда не был хабом, а работал по модели point-to-point: пассажиры летели до Сочи, а не следовали через него.  Так что транзитным пассажирам по прилете в аэропорт придется получить багаж, а затем заново его зарегистрировать и сдать на второй рейс.

Однако, плюсом проекта может стать стоимость  билетов. Сквозные билеты за границу через Сочи могут оказаться дешевле, чем если бы пассажир покупал два отдельных билета на два сегмента перелета. Также важный момент — это потеря стыковки (отмена рейса или опоздание пассажира): в рамках единой перевозки этот риск на себя берет агент по продаже билетов, а не пассажир.

Одним словом, в Сочи теперь есть действительно всё —  и море, и горы, и международные рейсы!

Если желаете что-то дополнить на эту тему — вэлком в комментарии. А я на этом буду заканчивать.

До встречи в Сочи!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *