Екатерина Титова

Каньон Царские ворота в Хосте: как найти, описание маршрута, фото

Каньонов в Сочи много, и это неудивительно: каждая горная речушка, впадающая в море, пробивает себе дорогу через твердую породу, тем самым образуя узкие ущелья, многочисленные уступы, а иногда — и большие водопады. Всё это очень любят исследовать туристы.

Все каньоны Сочи немного похожи и различаются по протяжённости и степени доступности. В первых много народа, особенно в летний сезон. Вторые —  малолюдны и таинственны.

На днях мы побывали как раз в одном из таких, малолюдных. Называется это местечко — каньон Царские ворота.

Много раз я проезжала мимо него и всегда думала, что там лишь пикниковые беседки у речки. Но всё оказалось намного интереснее…

Каньон Царские ворота: как добраться и что увидим

Каньон Царские ворота получил свое название из-за того, что в реке Хосте, протекающей по дну каньона, обитала царская рыба – форель.

Как добраться

Искать входы в каньон нужно в районе села Воронцовка. Это та самая Воронцовка, где находится другой популярный туристический объект — Воронцовские пещеры: Воронцовская пещера, Сочи: тайны подземного мира.

Вариант первый, бесплатный — пойти в каньон из самого села Воронцовка. В этом случае найдите вот этот магазин-кафе:

и от него идёте по ул.Шолоховской влево (если стоять спиной к кафе). Мы отсюда возвращались, а заходили с пикниковой поляны — и это второй вариант.

Этот заход на маршрут находится ближе к Калиновому озеру, не доезжая до села Воронцовка. Именно это место я и видела, проезжая в пещеру. Здесь вход на маршрут платный — 200 руб.

Это место сложно не заметить — здесь и ворота с названием каньона, и парковка, а также плакаты со схемой маршрута.

Правда, на разных плакатах информация о маршруте, а точнее его протяжённости) — разная.

На одном плакате — это 1500 метров:

На втором — уже 3000 м (причём в одну сторону):

Также здесь расположена база отдыха и пикниковые беседки:

А для тех, у кого в пятой точке шило кто не любитель посиделок в духе «шашлычок под коньячок», предлагается пройти пеший маршрут.

Ну, и теперь о самом маршруте.

Маршрут по каньону

Если вы решили пойти с семьей в поход выходного дня, то туристический маршрут «Царские ворота» подарит вам массу незабываемых впечатлений.

Такое описание попалось мне в тексте, выданном поисковиком по запросу Каньон Царские ворота. И да, массу впечатлений мы получили, но… Всем, кто тоже найдёт эту статейку о том, что это «несложный маршрут для похода всей семьей» — не будьте такими ленивыми и почитайте другие отзывы. Например, вот эту мою статью до конца дочитайте…

А я взяла своих детей, покидала в рюкзачок термос с чаем, овощи/фрукты, и отправились мы в приятный семейный трекинг.

Честно скажу: мы думали, что это будет маршрут наподобие Белых скал или того же Псахо…

И начиналось всё неплохо: мы шли по пологому берегу, вдоль речки Хосты, по местами сырой и в лужах после вчерашнего дождя дорожке.

Было красиво, солнечно. С нами увязался какой-то местный бобик. На лужайках местами паслись коровы. Короче, такая типа сельская идиллия.

Потом дорожка отошла от берега речки и пошла немного в горку и среди леса:

На этом участке было грязнее, т.к. в тени дорожка не просохла. Но это не критично. Все мы привыкли к таким прогулкам.

Людей кроме нас на этом участке не было, хотя дело было в суботу, и день был солнечный, жаркий. Зато мы встречали их потом, когда возвращались через Воронцовку. Я так поняла, что все предпочитали зайти в каньон по бесплатной версии маршрута.

Примерно минут через 30 мы снова увидели речку и спустились к ней по лесенке:

Здесь нас и догнали первые люди, которых мы увидели на маршруте:

Место было безусловно замечательное:

И мы присели немного отдохнуть и перекусить. Нет, ну вот почему так есть хочется на природе!? Не успеваешь глазом моргнуть — все запасы еды в рюкзаке подчищены!

Сидим, жуём, а я ищу глазами мостик или какой-то иной брод через реку.

Потому что тропа к пещере, если верить схеме на входе на марщрут (а я её предусмотрительно сфотографировала) пересекает речку и идёт далее по тому берегу.

Проходим немного дальше — вот здесь и начинается сам каньон:

Идти по каньону не вариант: вода ледяная, от неё аж туман стоит над каньоном, да и видно что через пару метров уже довольно глубоко.

Но где же обещанная оборудованная тропа с лесенкой и перилами?

Пристально всамтриваюсь в другой берег речки — а он довольно отвесный. И да, вижу высоко наверху какие-то ветхие перила. Ага, значит тропа там всё-таки есть! И надо только перебраться через речку…

Однако, задача не так проста. Течение здесь очень сильное, камни скользкие, и глубина местами по пояс. И надо либо переплывать, либо прыгать по камням…

Догнавашие нас туристы -мужчина с женщиной,  тоже поискав место для форсирования речки, похоже отказались от этой идеи и остановились на отдых на этом берегу:

А я всё же пытаюсь перейти через реку по большим камням. Детям запрещаю повторять эти манёвры — камни очень скользкие, вода холодная… Пытяюсь помочь себе найденной палкой  — опереться на неё как на посох, но его даже не получается толком воткнуть в дно — сносит сильным течением.

И всё же, после нескольких попыток, с мокрыми до колен штанами, я перебираюсь на тот берег. О том, чтоб перетащить туда ещё и детей, нет и речи — прошу их посидеть немного без меня, подождать пока я сгоняю до пещеры…

Открываю в телефоне приложение Maps.me, ибо связия в каньоне нет, а схеме я больше не доверяю. Смотрю — да,  вот тропа, а вот пещера…Н о понять сколько до неё — не могу. Но главное — я на тропе, елси верить стрелочке. Оставляю свой посох здесь на берегу — дальше мне предстотит побыть скалолазкой.

Карабкаюсь по склону — лесенки здесь если и были, то давно и неправда. А склон очень крутой.  Радуюсь, что не потащила детей на этот берег…

Наконец, становится немного легче — крутизна склона идёт на спад, я вижу очертания лесенки и перил:

Ура, я на верном пути! Есть лесенка и перила, значит  — маршрут проходибельный.

Но рано я радовалась. За поворотом меня ждут вот такие сюрпризы на тропе — поваленные стволы деревьев:

М-да, за тропой не следят, похоже…

Но это ещё «цветочки». А вот это уже «ягодки» — основания перил видите?

Да, это тоже тропа! И на сами перила я бы сильно не рассчитывала — некоторые из них просто висят в воздухе:

Но это реально самый простой и хороший участок тропы на этом берегу.

Где-то внизу шумит речка:

А вон мои детишки — ждут меня на том берегу каньона:

С каждой минутой мне всё меньше верится, что я дойду до пещеры. Смотрю на Maps.me — да, что-то я не особо продвинулась, хотя пыхчу на этой тропке уже минут 15… Скользко, завалы из деревьев. И колючки — вездесущие заросли ежевики, просто не продраться…

Тропа снова забирет в гору…

Точнее, я тропу-то я почти уже и не вижу. Ориентируюсь только на Maps.me. По нему выходит, что к пещере я ещё столько же должна пройти, сколько уже прошла от реки.

В итоге, тропа упирается в очередной завал из деревьев, заросший ежевикой:

Далее ничего кроме зарослей не вижу… Ок, с меня хватит. Чёрт с ней, этой пещерой. Решаю пойти назад — связи в каньоне нет, и я беспокоюсь уже не за себя, а за детей, оставленных внизу. Вот вам и маршрут для семейных походов…

Спускаться приходится чуть ли не на пятой точке. Дети издают радостный возглас, увидев меня — они тоже за меня волновались!

Снова беру в руки посох — и лезу по камням в речку. Но сил уже мало после скалолазания, я немного подскальзываюсь и плюхасюь в воду. Но успела сгруппироваться так, чтобы рюкзак с телефоном и документами, висящий на спине не попал в воду.

Обсохнув немного, начинаем путь назад. Решаем вернуться через Воронцовку — после прогулки по неухоженному маршруту в каньон ноги гудят, и хочется идти по нормальной ровной дороге…

Этот путь тоже красивый:

На окраине посёлка растут чайные кусты:

А в садах поспел урожай яблок:

Снова хочется есть, и дойдя до машины, оставленной рядом с пикниковой поляной решаем заехать попить чай в Калиновое озеро:

Про это место наверное стоит рассказать отдельно, но пока ограничусь фотографиями:

Наше чаепитие с блинами — один из самых приятных моментов этого дня:

Пора подвести итоги этой вылазки.

Резюме по маршруту

Мысли, которые мне пришли в голову после прохождения маршрута:

• не стоит идти на маршрут после дождя и вообще в дождливое время года
  • маршрут не для подоха с детьми. Если вы с детьми — дойдите до каньона, и пусть это будет конечной точкой.
  • возможно, я чего-то не увидела на маршруте (пещеру уж точно не увидела…)
  • нужна хорошая трекинговая обувь и закрытая одежда
  • маршрут, пожалуй, даже не средней сложности, как написано на плакате, а что-то ближе к сложному (или это просто я «пальтошница»?)
  • возможно, в более засушливое лето (как в прошлому году) речка не такая глубокая и стремительная, и мостик через нее не нужен, но! Раз уж вы назваеете это семейным маршрутом — сделайте, блин, мостик!

На этом буду заканчивать. Идти или не идти в каньон Царские ворота — решать вам.

Если вам не нужны такие приключения, выбирайте другие каньоны:

Если вам есть что рассказать про этот маршрут — буду рада прочесть в комментариях.

До встречи на блоге!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

комментария 3

Михаил:

В декабре дошёл от Воронцовки, от конечной автобуса, там где магазин на фото. Всего 1,5 км до каньона. При переправе применил своё ноу-хау: на ноги одел 60-литровые мусорные мешки с завязками. Прямо у воды. Шагал по плоским камням, чтобы не проткнуть их. Обратно так же, но мешки уже получили пробоины и немного воды успело просочиться в трекинговые ботинки.Но это почти ничего.
    Держаться надо перильной тропы, хоть она и разрушена. Я попытался идти своим путём и забрался в заросли, о чём очень пожалел. Пещера легко находится, но ничего особо интересного в ней нет. Ползать по грязи не придётся: она вполне гостеприимна!

Максим:

Вчера ездили, вы немного не прошли вперёд и не спустились в сухое русло хосты. В сухую погоду дорожка довольно приличная, хоть и с завалами, и ее преодолеть можно даже в детьми. В пересохшем русле начинается все самое красивое и по нему можно прогуляться ок 1 км до первых серьёзных порогов, которые преодолеть можно только со спец снаряжением, да и то двигаясь сверху вниз. Но туда имеет смысл ехать после того как дождей мин неделю не было.

Лена Леер:

Спасибо, Екатерина! Ждём продолжения и новых приключений-впечатлений!