Екатерина Титова

Крабовое ущелье, Лазаревское: красивый маршрут по природному парку

Лазаревский район Сочи богат красивыми природными маршрутами. В этом мы убедились этой весной, когда гуляли по Свирскому ущелью.

А в этот, сентябрьский визит мы сначала отправились в другой каньон — Мамедово ущелье. Кстати, остались очень довольны этой прогулкой.

На следующий день мы собирались уезжать из Лазаревского. Но, проверив свой список запланированных к посещению мест, я обнаружила в нём ещё Крабовое ущелье. Мы призадумались: так ли уж нужно нам ещё одно ущелье для полноты впечатлений? Но его название  — Крабовое — заинтриговало.

Поэтому было решено: раз уж планировали — надо сходить. И сходили. И не пожалели.

Рассказываю, чем интересен этот каньон и как туда добраться.

Крабовое ущелье, Лазаревское: описание маршрута, фото, рекомендации

По отзывам в интернете мы составили себе предварительное представление о каньоне Крабовом: это невероятно живописное место с прозрачными горными купелями, водопадами и красивым реликтовым лесом. Свое название ущелье получило из-за того, что в местных ручьях и водоемах обитают пресноводные крабы — потамоны иберийские.

Как добраться

Начало маршрута находится в конце улицы Калараша в Лазаревском.

Добраться сюда самостоятельно совсем не трудно: как на своей машине (Яндекс навигатор в помощь), так и на общественном транспорте (ост.»Рынок ТВС»)

Мы как раз провели пару часов в аквапаре «Наутилус», в этом же районе Лазаревского, и после обеда поехали в Крабовое ущелье. От аквапарка до него 6 минут езды.

Доехав до того, места, где, судя по карте, начинается маршрут, мы сначала ничего не увидели: какие-то магазины, пельменная, базы стройматериалов…

Но потом разглядели среди придорожных кустов, на камнях вот такую надпись:

С трудом, но нашли место, куда поставить машину (около магазина) и дальше отправились уже пешком.

Через сотню метров получили ещё одно «знамение» — очередной указатель на ущелье:

Ок, значит мы на правильном пути.

Цена билетов на посещение Крабового ущелья — 200 руб. (как и на все объекты Сочинского нац.парка)

Чем интересен маршрут

Что примечательно, касса Сочинского нац.парка находится практически уже в самом ущелье. И от места, где мы припарковали машину, до неё — около 900 метров. Мы ещё потом пошутили: это чтобы, пройдя эти 900 метров, вы уже точно заплатили за маршрут, потому что развернутся и уйти, дойдя до кассы, просто не реально — будет жаль потраченных усилий!

Первые пару сотен метров дорога идёт с небольшим набором высоты. И это каменистая грунтовка, по которой лучше идти в спортивной обуви.

Через пару минут нам навстречу попалась пара — мужчина и женщина, которые выглядели весьма усталыми. Мы решили узнать — понравился ли им маршрут.

— Ой, ребята, вам такой квест предстоит! Красиво, но очень тяжело… Забыл как дышать… В общем, я вам не завидую! — выдохнул мокрый от пота мужчина. Впрочем, по его комплекции было видно, что спортивные нагрузки в его жизни — редкие гости…

А день и правда был жаркий. Так что я предусмотрительно шла в купальнике под одеждой (просто не снимала его после посещения аквапарка).

На ногах у детей и мужа были кроссовки. Я же шла в специальных спортивных сандалиях, которые не жалко намочить. В каньоне в них было удобно, а вот на каменистой тропе надо было идти аккуратно, чтобы не ударить пальцы.

Выходим на полянку со скамьями и столиками:

Здесь же находится и касса:

Покупаем себе билеты, также докупаем водичку, потому что пока прошли эти 900 метров — дети опустошили свои бутылки с водой.

Кассир уточняет — были ли мы здесь раньше. Отвечаем — нет, в первый раз. И тогда получаем от неё «легенду» (пояснения, как лучше проходить маршрут):

— Сейчас пойдёте — справа будут поворотики на купель Адама и купель Русалок. Не тратьте на них пока времяи силы — идите дальше, посмотрите их на обратном пути. Идите до указателя на мост желаний — и вот там и спускайтесь в каньон! А потом вернётесь поверху… Маршрут кольцевой.

На всякий случай, фотографирую схему маршрута:

После чего выходим на тропу.

Буквально через 50 метров видим тот самый указатель на купель Русалок:

Но, помня «легенду», решаем оставить её на потом.

Весь маршрут по каньону — около 1,5 км. Обычно прогулка по нему занимает 1,5- 2 часа. Примерно так у нас и получилось.

Доходим до поворота на Мост желаний и спускаемся в каньон:

Вот какой-то мост через каньон, на нём повязаны ленточки — наверно это и есть Мост желаний?

Но нет, он будет чуть дальше, как выяснилось.

И выглядит Мост желаний вот так:

Под ним течёт речушка, названия которой нет на картах. Но именно она и образует все водопады и купели в Крабовом каньоне. Вроде как её название тоже Крабовая (но это не точно). Загадываю желание (спойлер: нет, пока не сбылось…), идём дальше.

Вскоре спускаемся в сам каньон вот по такой лесенке:

Далее начинается наш любимый квест «пройди по воде» — т.е. по дну каньона. Мне в моих сандалиях это даётся легко, мои ребята в кроссовках тоже справились. Сейчас, после засушливого августа, воды здесь совсем мало. Да и участок этот совсем небольшой, вон уже и лестница на подъём из каньона видна…

И тут из-за скалы открывается вид на Изумрудную купель:

Вот тут мне и пригодился купальник — с удовольствием окунаюсь в прохладу купели))) Ну, и пару десятков фоточек на память запилила здесь, с помощью мужа и дочки:

Поднимаемся по лесенке из каньона, далее маршрут идёт по лесному участку. После купания идти стало легче (или жара уже к вечеру стала спадать).

На этой части маршрута ничего особо интересного нет -обычная тропа, не напрагяющая перепадом высот:

И потеряться здесь тоже негде — никаких ответвлений с главной тропки не наблюдается.

Так что скоро (минут через 15) возвращаемся к той части маршрута, где мы не стали спускаться к первым двум купелям — сейчас самое время их навестить.

Небольшой спуск по лесенке:

И вот перед нами Купель русалок:

Чем-то она похожа на Изумрудную купель (цветом воды, наверно). Но купаться в ней мне уже как-то не хочется — слишком крупные камни на дне наводят меня на мысль, что будет неудобно заходить в воду… Видимо, я не настоящая русалка ;-)

Рядом с этой купелью есть зона отдыха, где можно устроить пикничок:

Но мы его не планировали. Так что наш визит в Крабовый каньон на этом подошёл к концу.

Резюме по маршруту

Наши умозаключения от посещения Крабового каньона такие:

• пейзажи этого каньона похожи на пейзажи других подобных мест: Свирского ущелья, Мамедова ущелья, Царского каньона
  • добраться к началу маршрута просто, т.к. он находится в черте города (и это большой плюс)
  • некоторых может утомить первая часть маршрута, которая ДО кассы (самый ленивый даже может передумать и развернуться…)
  • маршрут в приоритете в летнее время, .к. здесь можно купаться Но весной, когда все водопады полноводны, в Крабовом каньоне, думаю, тоже красиво.
  • маршрут лёгкий, проходить можно и с детьми (но с соблюдением мер предосторожности на скользких камнях)
  • крабов в каньоне мы, кстати, так и не увидели (может, они тоже прятались от жары, в более тенистых его уголках?)

Про другие достопримечательности Лазаревского района читайте у меня здесь: Лазаревский район Сочи: плюсы и минусы для отдыха

А я на этом буду заканчивать.