Екатерина Титова

Московское метро: транспортная артерия города и арт-объект

Москва – огромный город с развитой транспортной инфраструктурой. Как и во многих других мегаполисах, особой популярностью у москвичей и туристов пользуется метрополитен.

Ежедневно подземные поезда московского метро перевозят миллионы человек. В среднем, москвичам приходится проводить полтора-два часа в метро ежедневно. Для многих из них этот ежедневный ритуал — поездка в метро — стал такой рутиной, что они уже не замечают красоты этого подземеного мира.

Между тем Московское метро — одно из самых красивейших в мире. Над оформлением его станций трудились самые лучшие архитекоры, были использованы дорогостоящие материалы. На многих станциях имеются уникальные арт-объекты: мозаика, витражи, различные скульптуры, которые органично обогащают архитектуру подземки.

В этой статье мы хотим рассказать вам, почему стоит хоть раз спуститься в московское метро, даже если у вас имеется личный лимузин с водителем.

Московское метро как транспортная артерия города и как арт-объект

Любой город, в котором есть метро, априори удобнее для передвижения, чем город, где его нет. Другое дело, что не в каждом городе его можно построить: где-то особенности грунта не позволяют, где-то — финансово не оправдано…

Но Москве повезло: метро здесь построили ещё 90 лет назад, и оно всё продолжает разрастаться. Впрочем, как и сама столица. Давайте вспомним основные мометы из истории создания московского метрополитена.

История строительства

Первые разговоры о том, что нужно строить метрополитен в Москве, появились еще в 1875 г. Тогда проект был разработан инженером В.Титовым. Но в те годы проект не вызвал одобрения, так как трамвайная линия вполне справлялась с пассажирским потоком.

Строить метрополитен в Москве начали в 1932г. (да, опять сталинская эпоха! Статья по темеСталинские высотки в Москве: символ эпохи и города ) и строительство продолжается в наши дни.

Проекты станций первой очереди утвердили в 1933 году. Поскольку станции располагались под землей, архитекторы уделяли их оформлению и декору особое внимание, чтобы пассажиры чувствовали себя посетителями настоящих подземных дворцов, а не пленниками мрачного подземелья.

Изначально появилась Сокольническая линия, которая служила для соединения западной и восточной частей города. Открытие первого участка произошло в мае 1935 г. Путь ветки — от «Сокольников» до «Парка культуры» — повторял самые загруженные маршруты московских трамваев.

Вторая очередь строительства метрополитена пришлась на период с 1935 по 1938 год. Страна уже справилась с экономическим кризисом конца 20-х — начала 30-х гг., строила заводы, осваивали новые технологии. И архитекторы могли использовать в своей работе больше разнообразных материалов, в том числе дорогостоящих.

Несколько следующих станций заложили в 1938 году. Ветку протянули от завода имени Сталина (станция «Автозаводская») до стадиона имени Сталина (станция «Партизанская»). Но грянула война, и строительство было заморожено. Во времена Великой Отечественной войны метрополитен использовался в качестве убежища для жителей города. Станции выступали в роли бомбоубежищ и госпиталей, там же открывали магазины, парикмахерские и библиотеки.

Как только Москве перестала угрожать опасность захвата немецкими войсками, работу над метро возобновили. И 1 января 1943 года была торжественно открыта Замоскворецкая линия.

Станции четвертой очереди строительства открывались постепенно с 1950 по 1959 год. Наконец заработала Кольцевая линия. В оформлении станций архитекторы обращались как к стилю сталинский ампир, так и к античным мотивам, которые тогда были популярны в искусстве.

В 60-х гг. произошло строительство первого открытого метромоста, сейчас их – одиннадцать.  В то время на архитектуру строящегося метрополитена огромное влияние оказал вошедший в моду конструктивизм. Функциональность объектов стала важнее художественного оформления. И эта тенденция оказалась устойчивой; станции метро, появившиеся в 90-х годах и охватившие спальные районы города — Бибирево, Алтуфьево — не поражали внешним видом, хотя вполне отвечали требованиям функциональности.

Зато многие станции, появившиеся после 2010 года, наоборот, оформлены ярко и необычно. Например, на станции Достоевская можно увидеть панно с изображением сцен из произведений писателя, а архитекторы станции Румянцево вдохновлялись творчеством голландского художника-абстракциониста Пита Мондриана.

Сейчас московский метрополитен состоит из почти двух с половиной сотен станций. И строительство продолжается: сооружаются пересадочные узлы, состоящие из трех и больше станций. Также постоянно строят крупные транспортно-пересадочные комплексы, которые состоят из парковок, общественных и торговых зон, остановок наземного транспорта разных видов. Много говорится о проекте интеграции московского метро с пригородными электричками в единую транспортную систему. Метро уже давно шагнуло за МКАД и за пределы границ города…

Среди москвичей даже ходит шутка: скоро московское метро дотянется до Питера!

Приоритетность развития метрополитена очевидна: чтобы построить наземную инфраструктуру, нужно, как правило, что-то сносить (а ещё — выплачивать компенсации частным владениям, попавшим в зону строительства). Под землей сейчас строить даже менее затратно — технологии позволяют.

Но давайте отвлечёмся от технологий и материй и взглянем на московское метро с другой стороны — как на предмет искусства.

Красота подземелья: станции метро как арт-объекты

Многие станции московского метро можно смело назвать настоящими произведениями искусства. Их украшают скульптуры и мозаичные панно, витражи и богатая лепнина. Они признаны объектами культурного наследия. Таким образом, купив билет в метро, вы можете не просто перемемститься из точки А в точку Б, но и попасть, по сути, в огромный подземный музей.

Обычно туристам рекомендуют посетить такие станции:

  • Маяковская, которая была названа в честь поэта Владимира Маяковского. В 1939 году проект станции, принадлежащий советскому архитектору А.Н. Душкину, получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. А.Душкин воспользовался сталью, смальтой, уральским родонитом, мозаикой. Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения колонного типа. Ее строили на глубине более 20 метров и бурили, не вскрывая грунт сверху — закрытым способом. А стиль итогового оформления платформы назвали сталинской неоклассикой.
  • Комсомольская. Её открыли одной из первых — 15 мая 1935 года. Первоначально она должна была называться «Каланчевской площадью», но в 1933 году площадь, к которой вели выходы из метро, переименовали в Комсомольскую — изменили, соответственно, и название станции. Здесь впервые в оформлении станций метрополитена были применены панно из майоликовой плитки  — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури.

  • Новокузнецкая. Строительство станции происходило во время войны. Мозаичные композиции собирались в блокадном Ленинграде художником В. А. Фроловым, который погиб в 1942 г. Мозаики вывозились из города по Ладожскому озеру. В сюжетах этих мозаик отражается мирный труд советских людей: «Строители», «Сталевары», «Лыжники», «Авиаторы» и другие.
  • Новослободская. Украшена витражами, на которых изображены люди разных профессий и замысловатые узоры. П. Корин, который занимался созданием орнаментов, вдохновлялся парчовой тканью. Витражи были созданы мастерами из Риги.

  • Площадь Революции. В качестве оформления задействованы изваяния из бронзы. 76 бронзовых фигур изображают советских людей. Статуи эти одобрил лично Иосиф Сталин. Существует ряд связанными с ними примет. К примеру, если потереть нос у собаки из бронзовой скульптуры «Пограничник с собакой», есть шанс удачно сдать экзамен. Судя по крайне затертому носу собаки, студенты в Москве не пренебрегают этой приметой:

  • Партизанская. Название станции менялось несколько раз. Она украшена памятниками Героям СССР. Станцию считают негласным музеем боевой славы.
  • Римская. Прямо на станции есть фонтан со стекающей водой. Также есть античные колонны и статуи. Оформлением занимались скульптор из России и художники из Италии.
  • Киевская. Для украшения использованы восемнадцать мозаик, для изготовления которых задействовали полудрагоценные камни. Один вход оформлен в стиле модерн. При оформлении французские архитекторы применяли традиции начала 20 века.

В последнее время также появляются новые красивые станции, которые отвечают современным представлениям о красоте и функциональности.

Станция метро Тропарево (2014 г.):

Станция метро Воронцовская (2021г.):

Легенды московского метро

Существует немало городских легенд, связанных с метрополитеном. Есть страшные истории, байки и мифы. Рассмотрим самые интересные истории.

Легенда о поезде-призраке

Считается, что в 1962 г. в тоннеле пропал состав вместе с пассажирами. Тот, кто увидит его – не должен заходить внутрь вагона, иначе можно навсегда остаться в призрачном вагоне. У сотрудников метро есть более реальное объяснение – по кольцевой ночью часто перемещают вагоны с других линий, среди которых попадаются и старые модели.

Легенда о путевом обходчике

Десятки лет сотрудники и пассажиры передают историю о ветеране, который отработал в метрополитене почти полвека. Из-за любви к работе он отказывался от выхода на пенсию, поэтому после смерти обходчика остался призрак, который продолжает ходить на старое место работы. Говорят, что встретиться с ним можно в одном из тоннелей.

Легенды о беспокойных душах

Ни для кого не будет секретом, что места строительства станций и тоннелей частенько проходили по кладбищенским территориям. К примеру, станцию «Марьина роща» возвели там, где раньше было старейшее кладбище города. А место возведения станции «Сокол» раньше было братскими могилами солдат Первой мировой, а в 30-х там постоянно производили расстрелы политзаключенных. Отсюда появились легенды, будто на этих станциях появляются странные силуэты и звуки. Здесь отмечается большее количество самоубийств, люди просто падают на рельсы.

Легенда о тайном бункере

Существует немало рассказов о Метро-2. Считается, что эта ветка проходит ниже основной линии и предназначена для возможной эвакуации членов правительства. Говорят, что в метрополитене есть немало секретных убежищ, которые были созданы специально для Сталина. Но в то же время есть немало свидетелей, которые были рядом со Сталиным в годы войны. И они почти в один голос утверждают — ни разу вождь не покидал рабочего кабинета, услышав сигнал тревоги. Хотя один раз в начале войны он всё-таки спустился в метро. Это произошло 6 ноября 1941 года: Сталин спустился в метро на эскалаторе на станции «Белорусская», там сел в поезд и поехал на станцию «Маяковская», где в этот день прошел торжественный митинг, посвященный годовщине революции.

Чтобы узнать ещё больше фактов и легенд о московском метрополитене, рекомендую посетить тематические экскурсии:

Выбирая отель в Москве, я предпочитаю те отели, которые точно находятся рядом со станцией  метро. Ведь это удобно!

Отели рядом с метро:

  • METROPOL Отель Москва 5*
  • Отель Москва Марриотт Империал Плаза 5*
  • Холидей ИНН Москва Сокольники 4*
  • Отель Вега Измайлово 4*
  • Отель Cosmos Smart Dubininskaya 3*
  • Отель Времена Года Таганская 3*
  • Апарт-отель Восход

Также вам могут быть интересны следующие обзоры:

Ещё одна из туристических примет: шансы заблудиться в городе, где есть метро, практически равны нулю. Хотя сейчас в целом такая проблема обычно не стоит, ведь ориентироваться нам помогают различные навигаторы в наших смартфонах. Кстати, для тех туристов, кто планирует пользоваться в Москве метрополитеном, рекомендую закачать в телефон мобильное приложение «Метро Москвы». Оно построит оптимальный маршрут из одной части города в другую, подскажет на каких станциях нужно сделать пересадки, и покажет общее время в пути. Удобно же, правда?!

На этом буду заканчивать. Делитесь своими мыслями, впечатлениями в комментариях.

Интересных вам поездок и до встречи на блоге!

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *